Сибирские огни № 02 - 1969

поэзии», так именно психологической глу­ бины, сильных чувствований и важных мы­ слей. К. И в а н о в „ТВОИ Г Л А З А — КРУГ СЕРДЦА МОЕГО...“ К своей первой книге «Да будет солн- *-^це!» (Кировское кн. изд., 1963) А. Лиханов рассказал читателям о извест­ ном художнике Эльвиро Андриолли. Полу- поляк, полуитальянец, родившийся в Литве, учившийся в Москве и в Петербурге, за участие в польском восстании 1863 года был сослан в Вятку. Об этом периоде жиз­ ни художника интересно повествует книга. Интересно, но не более... Ощущение, оставшееся после знакомства со второй книгой «Юрий Гагарин, тезка космонавта» (Зап.-Сиб. кн. изд., 1965), можно сформулировать более четко. За­ мыслы всех четырех вещей — двух неболь­ ших повестей и двух рассказов — принад­ лежат, несомненно, человеку талантливому, которого характеризует жадное стремление сблизиться с людьми, понять их эстетичес­ кие идеалы. Дабы обнажить моральные ка­ чества своих героев, А Лиханов использо­ вал самые различные коллизии и конфлик­ ты, начиная от непомерной, ничем не обос­ нованной славы, свалившейся на неокреп­ шие плечи Юрия Гагарина, тезки космонав­ та, кончая древним, как мир, чувством люб­ ви. И го и другое оборачивается мораль­ ным испытанием героев.А. Лиханова. Однако при реализации замыслов проис­ ходило досадное раздвоение. В одном слу­ чае — это все тот же интересный автор, образы героев его взяты из жизни («Вам письмо», «Дорога к сфинксам»), в другом — герои являются плодом литературных ре­ минисценций, развитие характеров оказыва­ ется чисто мнимым («Ковшик Медведицы», «Юрий Гагарин, тезка космонавта»). И все же обе книги были, как кажется, лишь своеобразной подготовкой к треть­ ей — «Звезды в сентябре» (М., «Детская литература», 1967), книге о военном детст­ ве, писать которую необходимо не только зрелым умом, но и умелой рукой. Мало для художественного произведения просто и достоверно изложить события во­ енного детства, необходимо еще подняться над ним и показать читателям нечто боль­ шее, над чем не властны трагические похо­ ронки, горькие слезы и войны. А. Лиханов сумел сделать это. Мальчик со странным именем Лека, Нюська, Сашка Рыжий сквозь ущербное детство сердцем пробились к высокой, мудрой и непрелож­ ной истине — спеши творить добро... Возможно, и не следовало бы говорить о предыдущих книгах А. Лиханова, если бы в небольшом предисловии к новой кни­ ге «Лунный берег»1 автор не назвал ее «первой», по-настоящему «большой». Я понял по-своему авторскую скром­ ность. Видимо, речь идет о первой серьезной встрече писателя с широкой читательской аудиторией. Что ж, встреча эта, при всех достоинствах и недостатках сборника, дума­ ется, обоюдополезна и небезынтересна. Вот рассказ «Высокое напряжение». Ис­ тория конфликта, изложенная автором в до­ кументах (служебных характеристиках, докладах, радиограммах и т. д.), здесь до­ вольно градиционна: капитан Ефремов ве­ дет себя принципиально и честно, это не нравится начальнику, и он отстраняет Еф­ ремова от должности, но правда в конце концов торжествует. 'Хорошо, что А. Лиха­ нов находит драматизм во внешних собы­ тиях, в острых ситуациях, так или иначе поворачивающих судьбу героя. Но литера­ тура — прежде всего человековедение. А раз так, то читателю нужен еще и тща­ тельный анализ характера героя, ему хо­ чется узнать и понять законы, по которым этот характер складывается, проследить его истоки. В данном случае А. Лиханов, к сожалению, лишь пунктиром набросал кон­ туры героя. Плохо и то, что с первых стро­ чек рассказа видишь, что автор исходит из многократно использованной схемы «happy end». Некая заданность, схематизм превраща­ ют рассказы «Нас двое», «Сто шестой эле­ мент», «Шагреневая кожа» в эдакие «розо­ вые» истории. А. Лиханов облегченно, не­ правдоподобно просто рисует поведение че­ ловека в сложных жизненных испытаниях. И дело тут не в том, что могли или не могли именно так поступить второй пилот Толик («Нас двое»), Петька Шатров («Шагреневая кожа»), а в том, что, не стремясь разобраться в трудных жизненных ситуациях, автор пытается убедить читате­ ля в легком разрешении всех и всяких сложностей. Лев Толстой, писал, что в искусстве можно выдумать все, но нельзя выдумать одного — психологию Нельзя сказать, что поступки героев упомянутых рассказов ли­ шены психологической подоплеки, но она все-таки достаточно однозначна. Совершенно в ином ключе, естественно и непредвзято, написана маленькая повесть «Вам письмо». Чисто и достоверно повест­ вует автор о почтальонше Тосе, о неласко­ вой ее судьбе. Неожиданно будничные, ежедневные впечатления становятся раз­ мышлениями о мире, о жизни, о назначе­ нии человека. Это делает повесть динамич­ ной и интересной, вызывает желание прочи­ 1 А. Л и х а н о в , Лунный берег. М „ «Моло­ дая гвардия», 1968.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2