Сибирские огни № 02 - 1969
поэзии», так именно психологической глу бины, сильных чувствований и важных мы слей. К. И в а н о в „ТВОИ Г Л А З А — КРУГ СЕРДЦА МОЕГО...“ К своей первой книге «Да будет солн- *-^це!» (Кировское кн. изд., 1963) А. Лиханов рассказал читателям о извест ном художнике Эльвиро Андриолли. Полу- поляк, полуитальянец, родившийся в Литве, учившийся в Москве и в Петербурге, за участие в польском восстании 1863 года был сослан в Вятку. Об этом периоде жиз ни художника интересно повествует книга. Интересно, но не более... Ощущение, оставшееся после знакомства со второй книгой «Юрий Гагарин, тезка космонавта» (Зап.-Сиб. кн. изд., 1965), можно сформулировать более четко. За мыслы всех четырех вещей — двух неболь ших повестей и двух рассказов — принад лежат, несомненно, человеку талантливому, которого характеризует жадное стремление сблизиться с людьми, понять их эстетичес кие идеалы. Дабы обнажить моральные ка чества своих героев, А Лиханов использо вал самые различные коллизии и конфлик ты, начиная от непомерной, ничем не обос нованной славы, свалившейся на неокреп шие плечи Юрия Гагарина, тезки космонав та, кончая древним, как мир, чувством люб ви. И го и другое оборачивается мораль ным испытанием героев.А. Лиханова. Однако при реализации замыслов проис ходило досадное раздвоение. В одном слу чае — это все тот же интересный автор, образы героев его взяты из жизни («Вам письмо», «Дорога к сфинксам»), в другом — герои являются плодом литературных ре минисценций, развитие характеров оказыва ется чисто мнимым («Ковшик Медведицы», «Юрий Гагарин, тезка космонавта»). И все же обе книги были, как кажется, лишь своеобразной подготовкой к треть ей — «Звезды в сентябре» (М., «Детская литература», 1967), книге о военном детст ве, писать которую необходимо не только зрелым умом, но и умелой рукой. Мало для художественного произведения просто и достоверно изложить события во енного детства, необходимо еще подняться над ним и показать читателям нечто боль шее, над чем не властны трагические похо ронки, горькие слезы и войны. А. Лиханов сумел сделать это. Мальчик со странным именем Лека, Нюська, Сашка Рыжий сквозь ущербное детство сердцем пробились к высокой, мудрой и непрелож ной истине — спеши творить добро... Возможно, и не следовало бы говорить о предыдущих книгах А. Лиханова, если бы в небольшом предисловии к новой кни ге «Лунный берег»1 автор не назвал ее «первой», по-настоящему «большой». Я понял по-своему авторскую скром ность. Видимо, речь идет о первой серьезной встрече писателя с широкой читательской аудиторией. Что ж, встреча эта, при всех достоинствах и недостатках сборника, дума ется, обоюдополезна и небезынтересна. Вот рассказ «Высокое напряжение». Ис тория конфликта, изложенная автором в до кументах (служебных характеристиках, докладах, радиограммах и т. д.), здесь до вольно градиционна: капитан Ефремов ве дет себя принципиально и честно, это не нравится начальнику, и он отстраняет Еф ремова от должности, но правда в конце концов торжествует. 'Хорошо, что А. Лиха нов находит драматизм во внешних собы тиях, в острых ситуациях, так или иначе поворачивающих судьбу героя. Но литера тура — прежде всего человековедение. А раз так, то читателю нужен еще и тща тельный анализ характера героя, ему хо чется узнать и понять законы, по которым этот характер складывается, проследить его истоки. В данном случае А. Лиханов, к сожалению, лишь пунктиром набросал кон туры героя. Плохо и то, что с первых стро чек рассказа видишь, что автор исходит из многократно использованной схемы «happy end». Некая заданность, схематизм превраща ют рассказы «Нас двое», «Сто шестой эле мент», «Шагреневая кожа» в эдакие «розо вые» истории. А. Лиханов облегченно, не правдоподобно просто рисует поведение че ловека в сложных жизненных испытаниях. И дело тут не в том, что могли или не могли именно так поступить второй пилот Толик («Нас двое»), Петька Шатров («Шагреневая кожа»), а в том, что, не стремясь разобраться в трудных жизненных ситуациях, автор пытается убедить читате ля в легком разрешении всех и всяких сложностей. Лев Толстой, писал, что в искусстве можно выдумать все, но нельзя выдумать одного — психологию Нельзя сказать, что поступки героев упомянутых рассказов ли шены психологической подоплеки, но она все-таки достаточно однозначна. Совершенно в ином ключе, естественно и непредвзято, написана маленькая повесть «Вам письмо». Чисто и достоверно повест вует автор о почтальонше Тосе, о неласко вой ее судьбе. Неожиданно будничные, ежедневные впечатления становятся раз мышлениями о мире, о жизни, о назначе нии человека. Это делает повесть динамич ной и интересной, вызывает желание прочи 1 А. Л и х а н о в , Лунный берег. М „ «Моло дая гвардия», 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2