Сибирские огни № 02 - 1969
ти», не «ноги», а «ноли». Одно то, что такая замена звуков возможна, говорит о их бли зости. Народные говоры подсказывают нам и другие случаи родства согласных звуков. На севере, например, широко распростране но цоканье (вместо «ц» говорят «ч» и на оборот). И если мы срифмуем существи тельное «торца» и деепричастие «торча», то это будет точнейшая, почти омоними ческая рифма. Другой пример. В северных же говорах встречается замена сочетания «дн» сочета нием «нн». Слово «медный» звучит как «менный». Есть даже прибаутка по этому поводу: Менный ковш упал на нно. И обинно и досанно. Ну да ланно. Все онно. Если мы будем рифмовать слово «мед ный» со словом «отменный», то налицо бу дет также довольно точная рифма Многое для объяснения русских созву чий может дать речь детей. Ребенок, осваи вая родной язык, часто не может выгово рить «р» (оступается в «л»), не может про изнести «л» (получается «в»), звук «х» про износит, как «ф», а «с» — как «ш». Близость этих звуков друг другу несомненна. Когда А. Вознесенский рифмует «либо — рыбы», то хотя опорные согласные здесь и различны («л» и «р»), но созвучие можно назвать точным. Другие примеры «неточных» точ ных рифм: шва — пошла, дива — ходила, по ла —топора, тифа — франтиха, кулис — ску лишь. О родстве звуков «л» и «р» говорит и тот факт, что некоторые люди произносят не только «л» вместо «р» («тлойка» вместо «тройка»), но и наоборот — «р» вместо «л». Снова обратимся к народной прибаутке: — К аварер, каварер. Поровик-то загорер. — Ты сидера бы, морчара. Будто деро не твое. Гораздо реже, но все-таки путают дети звуки «з» и «д», «с» и «т» Вместо «ваза» говорят «вада», вместо «называется» — «на- зываетта». Может быть, слова «гширода — роза» рискованно назвать рифмующимися, но созвучия в них гораздо больше, чем, ска жем. в паре «природа — рома», где встре чаются «д» и «м», ничего общего между со бой не имеющие. На многие закономерности созвучий про ливает свет история языка. Возьмем, напри мер, слово «земля» В нем «л» мягкое (так называемый «эль епентетикум», развивший ся из йота) служит для смягчения пред шествующего звука «м» Когда-то слово «земля» звучало как «земья» Потому-то, видимо, так точно звучат неточные рифмы: «травля — разнотравья», «Ярославля — бес славья». А по аналогии с ними: «трель — хитрей» Рифмы типа «полна — поняла» (сходст во общих контуров слова, при перестановке звуков внутри его) также основаны на за конах фонетики. Пример — из истории нашего языка. Слово «тарелка» восходит к немецкому «талер». После присоединения русского суффикса «к» и окончания «а», в слове «талер» поменялись местами звуки «л» я «р». Подобные перестановки (для благо звучия?) опять-таки нередко встречаются в речи детей. Вместо «трактор» они, напри мер, произносят «траткор». Т е м п Под темпом стихотворения обычно пони мается темп ритмический. Например, сти хотворение «Редеет облаков летучая гря да...» написано в медленном темпе, а сти хотворение «Бесы» — в быстром. Но есть в стихотворении другой темп — темп развития его внутренней поэтической мысли. Этот темп отличается от ритмичес кого не только тем, что более глубоко за прятан, но и тем, что неизмеримо богаче,, тоньше ритмического. Внутренний, лирический темп двенадца тистрочного стихотворения А. Ахматовой «Земля хотя и не родная» на протяжении первых восьми строк ровный и спокойный. В этих первых восьми строках рисуется обыкновенный пейзаж: Земля хотя и не родная. Но памятная навсегда, И в море нежно-ледяная И несоленая вода. На дне песок белее мела, А воздух пьяный, как вино, И сосен розовое тело В закатный час обнажено* В последнем же четверостишии, в двух заключительных его строках, лирическим темп резко изменяется (ритмический оста ется прежним): А сам закат в волнах эфира Такой, что мне не разобрать: Конец ли дня, конец ли мира. Иль тайна тайн во мне опять. Последние две строки состоят из трех однородных отрезков. Но однородность их только внешняя. От «конца дня» до «кон ца мира» дистанция огромная. Поэтическая мысль это расстояние преодолевает мгно венно. Темп резко возрастает, делает ска чок. Красота мира открылась поэгу так глубоко, как будто он видит его в послед ний раз Пейзаж перестал быть только пей зажем. И после этого скачка поэтическая мысль делает еще один — от «конца мира» перекидывается мостик к «тайне тайн», под которой, видимо, нужно разуметь состоя ние творчества Вот, оказывается, на какой высоте стоит этот акт творчества! Путь к нему лежит через абсолютное слияние с миром. Поставить рядом конец дня и конец
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2