Сибирские огни № 02 - 1969

КР1ЛТ1ЛКЛ В. КАЗАНЦЕВ Полет строки Записки читателя стихов Внутренние силы Как строится сюжетное стихотворение, понять относительно легко. Там само раз­ витие сюжета развивает поэтическую мысль. Например в стихотворении «Я помню чуд­ ное мгновенье...» в основе композиции ле­ жит краткая история чувства. А как стро­ ятся бессюжетные стихи? Отсутствие последовательности связан­ ных между ообой событий, разумеется, не освобождает поэта от необходимости да­ вать свою речь в развитии. Стихотворение должно двигаться. Иначе оно окажется без­ жизненным набором слов. Откуда же бе­ рутся эти движущие силы? Хорошо еще, если стихотворение основа­ но на какой-то сложной мысли. Тогда к этой мысли можно прийти путем последо­ вательного синтеза простейших ее частей. И сам процесс этого синтеза явится движу­ щим началом стихотворения. Таково пуш­ кинское «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Заключительная строфа его о вечно сияю­ щей равнодушной природе подготовлена хо­ дом поэтического размышления в предыду­ щих строфах. А если й размышления нет? Если поэт хочет передать просто какое-то состояние души? Вот тут-то и должна быть найдена внутренняя поэтическая логика передавае­ мого. В самой статичной картине поэт на­ ходит динамику. Что происходит в стихотворении «На холмах Грузии...»? С точки зрения собы­ тий — ровно ничего. Человек смотрит на горы и реку Арагву, а сердце его перепол­ няет любовь. Вот и все. Но именно эта пе­ реполненность и становится объектом вни­ мания поэта. Разложить ее на составные части, чтобы затем последовательно синте­ зировать, просто не представляется воз­ можным — настолько чувство цельно и не­ делимо. Поэт идет по другому пути — он смотрит на объект как бы сквозь увеличи­ тельное стекло, а повествование ведет по крупице, методом замедленной съемки. Для этого привлекаются синонимы, синонимиче­ ские обороты и даже прямая тавтология. «Мне грустно и легко»,— говорит поэт, сталкивая два противоположных понятия. В следующем отрезке фразы он повторяет эту же мысль другими словами: «печаль моя светла». Очередная строка подхваты­ вает только что произнесенные слова и до­ полняет их новыми: «Печаль моя полна то­ бою». Далее, в свою очередь, вновь под­ хватывается последнее слово и в сочетании с другими повторяется дважды: «Тобой, од­ ной тобой»... Прием пояснения «того же че­ рез то же» постепенно развивается и дости­ гает своего полного завершения в послед­ них афористических строчках: И с е р д ц е в н о в ь го р и т и любит — оттого, Ч то не любить он о не может. П р и н ц и п Есть такие формы, жанры, строфы, кото­ рые давно устарели и теперь почти забы­ ты. Но пренебрегать ими совершенно — все- таки не стоит. Иногда они неожиданно мо­ лодеют и снова врываются в современ­ ность. Правда, не всегда в своем чистом, первоначальном виде. Была когда-то такая форма стихотворе­ ния — триолет. Первые две строки восьми­ стишия повторялись в конце его, и, кроме того, первая строка повторялась в четвер­ той. Казалось бы, эта слишком искусствен­ ная форма давно умерла и воскресить ее ничто уже не в силах. Так — нет же! Вот стихотворение Л. Мартынова: Окончание. Н ачало в № 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2