Сибирские огни № 02 - 1969
КР1ЛТ1ЛКЛ В. КАЗАНЦЕВ Полет строки Записки читателя стихов Внутренние силы Как строится сюжетное стихотворение, понять относительно легко. Там само раз витие сюжета развивает поэтическую мысль. Например в стихотворении «Я помню чуд ное мгновенье...» в основе композиции ле жит краткая история чувства. А как стро ятся бессюжетные стихи? Отсутствие последовательности связан ных между ообой событий, разумеется, не освобождает поэта от необходимости да вать свою речь в развитии. Стихотворение должно двигаться. Иначе оно окажется без жизненным набором слов. Откуда же бе рутся эти движущие силы? Хорошо еще, если стихотворение основа но на какой-то сложной мысли. Тогда к этой мысли можно прийти путем последо вательного синтеза простейших ее частей. И сам процесс этого синтеза явится движу щим началом стихотворения. Таково пуш кинское «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Заключительная строфа его о вечно сияю щей равнодушной природе подготовлена хо дом поэтического размышления в предыду щих строфах. А если й размышления нет? Если поэт хочет передать просто какое-то состояние души? Вот тут-то и должна быть найдена внутренняя поэтическая логика передавае мого. В самой статичной картине поэт на ходит динамику. Что происходит в стихотворении «На холмах Грузии...»? С точки зрения собы тий — ровно ничего. Человек смотрит на горы и реку Арагву, а сердце его перепол няет любовь. Вот и все. Но именно эта пе реполненность и становится объектом вни мания поэта. Разложить ее на составные части, чтобы затем последовательно синте зировать, просто не представляется воз можным — настолько чувство цельно и не делимо. Поэт идет по другому пути — он смотрит на объект как бы сквозь увеличи тельное стекло, а повествование ведет по крупице, методом замедленной съемки. Для этого привлекаются синонимы, синонимиче ские обороты и даже прямая тавтология. «Мне грустно и легко»,— говорит поэт, сталкивая два противоположных понятия. В следующем отрезке фразы он повторяет эту же мысль другими словами: «печаль моя светла». Очередная строка подхваты вает только что произнесенные слова и до полняет их новыми: «Печаль моя полна то бою». Далее, в свою очередь, вновь под хватывается последнее слово и в сочетании с другими повторяется дважды: «Тобой, од ной тобой»... Прием пояснения «того же че рез то же» постепенно развивается и дости гает своего полного завершения в послед них афористических строчках: И с е р д ц е в н о в ь го р и т и любит — оттого, Ч то не любить он о не может. П р и н ц и п Есть такие формы, жанры, строфы, кото рые давно устарели и теперь почти забы ты. Но пренебрегать ими совершенно — все- таки не стоит. Иногда они неожиданно мо лодеют и снова врываются в современ ность. Правда, не всегда в своем чистом, первоначальном виде. Была когда-то такая форма стихотворе ния — триолет. Первые две строки восьми стишия повторялись в конце его, и, кроме того, первая строка повторялась в четвер той. Казалось бы, эта слишком искусствен ная форма давно умерла и воскресить ее ничто уже не в силах. Так — нет же! Вот стихотворение Л. Мартынова: Окончание. Н ачало в № 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2