Сибирские огни № 02 - 1969
мыс Крест-Тумса, гора Крест-Хая, речка Крест-Кендейе, перекат Крест-Хомо, пески Крестины. Что за напасть! — Бояться не надо,— успокоил Гавриил Васильевич,— скоро увидим, однако, другое. И правда, на смену всем этим «крестам» лоция обещает остров с милым названием Чай-Арыы, а за ним совсем развеселившие нас перекат Дашка и остров Дашка... Мне казалось, что за шесть лет жизни в Восточной Сибири, находясь все время в странствиях, я вряд ли открою для самого себя какую-нибудь ландшафтную новость. Тем более, что и на Лене, в разных ее мес тах, доводилось бывать неоднократно. И только теперь, проплывая реку от верховь ев до устья, я убеждался, как мало видел и еще меньше понимал. Я всегда был убежден, к примеру, что заполярная тундра — это голое равнинное пространство, по которому кочуют люди и олени. А увидел горную страну, которую с воздуха можно было вполне принять за Северный Кавказ, а цветы в долинах такие яркие и красивые, что, если бы тут были предприимчивые сухумцы, они бы отправля ли их перед праздниками в Москву и про давали бы на улице Горького в целлофано вой обертке. Низовья Лены я вообще себе не пред ставлял. А берега оказались высокими, ска листыми, с причудливыми формами, кото рые величественнее и занимательнее извест ных в среднем течении реки «Щек» и «Столбов». И было обидно, что туристский круиз по Лене рассчитан лишь до Якутска: самые красивые места как раз ниже. А дельта... Я видел заповедники — Бар- гузинский на Байкале, Сихоте-Алиньский на Дальнем Востоке, другие заказники и заповедные места. Ленскую дельту не с чем сравнивать, ни по ландшафту, ни по ред чайшей фауне, ни по масштабам. Самою судьбою оставлена нам 'богатейшая природ ная лаборатория Заполярья, которая ждет ученых, следопытов, охотников, с фото ружьями. Придет время, когда со всех концов страны потянутся к этим протокам и на острова путешественники, в том числе, воз можно, и зарубежные, и пустынный ныне край обернется крупным и весьма доходным центром массового арктического^ туризма. «Микешкин» достиг полярной станции Столб — два домика, продовольственный склад, столовая и банька укрылись в зеле ном распадке среди мхов, полярных маков, ромашек и колокольчиков за крутыми отро гами Хараулахского хребта. Начальник станции Николай Витепаш, бывалый поляр ный радист-метеоролог, и семеро его дру зей (гидрологи, радиотехники, механики) встретили нас рад>шно, накормили, зато пили баньку. Выглянуло солнце — Зоммер упросил задержаться здесь: по рассказам зимовщиков, стоит перемахнуть через гору, и увидишь следы диких оленей, зайцев, песцов и леммингов, много полярных сов и куропаток, а в конце мая прилетают пред вестниками летней теплыни — гуси, утки и лебеди. Зоммер и Коржановский обвеша лись аппаратами и ушли на метеорологи ческую площадку. Витепаш поднялся к нам на карбас, устроился на палубе: — Знаете, хорошо рассказывается, когда в первый раз попадешь в эти края, а у меня идет шестнадцатая зимовка... — Москвич? — Москвич был... Теперь и не поймешь, откуда: зимовал на острове Айен, на Ам- барчике, в устье Колымы, на островах Иса ченко, Диксоне, Виктории — самой поляр ной из всех наших полярных станций. Сто пятьдесят метров земли и два километра льда. В день, бывало, по десять медведей наш домик обнюхивали. Пробыл там пол тора года, снимал нас ледокол «Воро нин» — три километра до острова не про бился. Потом пошли почти курортные стан ции — остров Вайгач, Югорский Шар, те перь вот Столб. Здесь у меня жена радис том, а дочку в мае увезли к бабушке под Москву... — Жене здесь не тяжко? — Ее отпускать нельзя, она у меня блондинка... Мы смеемся, ничего не понимая. — Есть у нас, гигрометры, измеряют влажность воздуха. Их главная деталь волос блондинки... Так что жены для нас склад запчастей! Да у нас что не жить, вот пастухи в тундре — тем достается. Хотя трудностей, по правде сказать, и нам хватает. Ну, раз ве нельзя для полярных станций спроекти ровать типовое помещение, чтобы все служ бы находились под одной крышей? Много времени уходит у нас на хозяйство — са ми кроем крыши, штукатурим, а все ветхое, еле держится... Эту ночь мы провели на полярной стан- ции. Утром причалил катер Быковского рыбо завода — мы уговорили забросить нас по Туматской протоке к Американской горе, где сохранился памятник экспедиции Де Лонга. К полудню, после долгих блужданий по мелким протокам в поисках острова, к ко торому можно было бы подойти, катер приткнулся к небольшому скалистому мы су, примерно, в двух километрах от живо писной Американской горы — мы пошли к ней мокрым илистым берегом, с трудом под нимая отяжелевшие сапоги. Мы взобрались на высокую гору, где замерзали участники американской аркти ческой экспедиции на паровой яхте «Жан нета», которая пыталась пробиться со сто роны Берингова моря к Северному полюсу. В 1879 году яхта попала во льды, легла в долгий, тяжелый, изнурительный дрейф, который окончился катастрофой: 13 июня 1881 года северо-восточнее Новосибирских островов ее раздавили льды. Полярники отдельными отрядами про бирались на юг, к материку. Отряд во гла ве с инженером Дж . Мельвиллем был най ден и спасен охотниками-якутами, отряд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2