Сибирские огни № 02 - 1969
Это я к тому, что путь Горовацкого был хотя и не прост, но обусловлен логикой вре мени. Так или примерно так могла сло житься судьба в эту пору другого хороше го, честного водника и даже, может быть, и на иной сибирской реке — не это меня сей час занимает. Капитан Горовацкий по существу от крыл для судоходства дельту Лены. Я видел «Схематическую карту трех главных проток дельты реки Лены — Бы ковской, Трофимовской и Оленекской. Со ставлена по сведениям Н. С. Горовацкого Якутской областной чертежной в 1917 году. Масштаб 10 верст в дюйме». По воспоминаниям Горовацкого, созда ние этой карты началось еще тогда, когда он стал механиком парохода «Север», куп ленного у купчихи Немчиновой тремя пред принимателями — Чепкасовым, Волковым, Миндалевичем. Из Якутска «Север» вышел в июле 1908 года, буксируя 250-тонную баржу и четыре крытых карбаса с мукой. И уже возле устья Алдана пароход застрял, на чалась убыль воды, пришлось шесть суток сниматься с мели, выгрузив все товары на берег. Происшествия следовали одно за другим... Только в октябре пароходу уда лось вернуться в Якутск. На следующую навигацию хозяева пред ложили Горовацкому пойти капитаном «Севера». Наученный опытом, он с первых же километров стал вести записи в тетра ди, отмечал путь на рулоне длинной бума ги. Уходя на отдых в каюту, оставлял тетрадь и рулон штурвальным... В несколь ко навигаций тетрадь была заполнена за писями, а рулон исчерчен линиями от Якут ска до Быковского мыса. В 1912 году владельцы парохода обан кротились, у них могли отобрать «Север» за долги, и они нашли выход из положе ния — поскорее отправили пароход в низо вья реки, где по берегам и на островах жи ли работавшие на компаньонов рыбаки. Так началось плавание по протокам об ширной дельты. Первую же песчаную косу, обнаруженную неподалеку от острова Столб, рыбаки назвали в честь капитана «Севера» — Наумовской, так она обозначе на на лоциях и до сегодняшнего дня. Спу стились ниже острова Столб, обнаружили километрах в двадцати еще один остро вок — дали ему имя Константиновский, в честь лоцмана «Севера» Константина Яко венко... Горовацкий с рабочими стал пере правляться от острова к острову на шлюпке, изучал очертания берегов, давал названия. В этот рейс удалось открыть ход по Оле некской протоке, проход к Туматской про токе... Когда «Север» вернулся в Якутск, его продали с торгов за долги купцу Кушна реву. Горовацкий перешел на «Лену» и про должал изучать низовья реки. Хозяева «Ле ны» Громовы и якут-рыбопромышленник Спиридонов попросили его составить лоц манскую карту с указанием всех рыболов ных песков. Оформить эту карту ему помог в Якутске землемер Усов, который с руло на снял четыре копии и раскрасил их. Одну из них получили Громовы, вторую Спири донов, третью подарили профессору Бори сову, который увез ее в Петербург в Ака демию наук, а четвертая осталась у Горо вацкого. Вся его жизнь связана с рекой, и река своею освоенностью и «пропитанностью» во многом обязана ему. Наум Самойлович проплыл с нами ты сячу километров и был для нас наставни ком, лоцманом, садился за штурвал, когда мы уставали, топил спозаранку печь, не принимая наших возражений, и кипятил чай, и мыл посуду, и я ума не приложу, откуда брались у него Силы. И только в те минуты, когда проходившие мимо паро ходы приветствовали его длинным гудком, старый речник начинал смущаться, суту литься и, держась за борт, улыбался мо лодым капитанам, штурманам, механикам — это плыли его ученики. Однажды вечером, когда «Микешкин» лег в дрейф, давая передохнуть двигате лям, мы сидели с Наумом Самойловичем на перевернутых ведрах у борта и я рас спрашивал про Магисена, человека инте реснейшей судьбы, о которой мы еще мало знаем. Пожалуй, мои сведения о нем ис черпывались единственной откуда-то вычи танной справкой: он участвовал в полярной экспедиции на шхуне «Заря». — Первый раз я увидел Матисена в Якутске в 1902 году,— начал рассказ Наум Самойлович.— Мы встретились у портного, который в ту пору шил мне костюм. Я при шел на примерку к нему в мастерскую, по мещавшуюся вблизи нынешней гостиницы «Лена». Вижу двух блестящих лейтенантов, они прощались и уходили. Обоим было лет по тридцать, один выше среднего роста, с небольшими усами, а второй пониже, под вижный и тоже усатый. «Кто эти госпо да?» — спросил я портного, когда за ними захлопнулась дверь. «О, эти господа,— развел руками портной,— это помощники барона Толля, который ищет землю Санни кова. Они были на шхуне «Заря». Тот, что повыше — Матисен, тот, что пониже — Кол чак...». Второй раз судьба свела нас в 1919 году, когда я уже командовал «Ле ной». Помню, вызвал меня к себе на квар тиру купец Кушнарев, который распоря жался движением якутских пароходов. У не го в гостях сидел Матисен, я его сразу узнал. Кушнарев познакомил нас и расска зал о предстоящей экспедиции Матисена в бухту Тикси. Так Матисен попал на борт «Лены» в сопровождении казака Петра Пермякова — тот в Кюсюре приобрел для Матисена теплую одежду и оленьи шкуры. Помню, держался Матисен тихо и скромно, старался избегать политических разговоров, хотя в Сибири власть тогда на ходилась в руках старого его знакомого Колчака. Он много расспрашивал меня о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2