Сибирские огни № 02 - 1969

систем краю, больше года назад, ранней весной, когда искрился куржак на белых деревьях, издавая редкий звонкий стон: ло­ мались сучья на морозе. Наш газик с двойными стеклами натуж­ но' брал сугроб за сугробом, медленно плы­ вя, как по застывшим волнам, вдоль буду­ щей трассы газопровода, местами отмечен­ ной лишь колышками, черневшими на снегу. Нам предстояло пересечь тридцать семь рек и ручьев, которые в большинстве пере­ мерзают, но крупные — только на перека­ тах. Подпор воды от Лены бывает настоль­ ко сильным, что вода в реках и ручьях иногда течет в обратную сторону. Строители должны были расчистить трассу от леса, устроить переходы через чводные потоки, как-то совладать и с много- ле' 1 ней мерзлотой, и с болотами, хоть не­ много оживить это безлюдное пространство, где мой попутчик — прораб Володя Карма- лито в день укладывал из «тулки» до полу­ тора десятков зайцев, обеспечивая мясом весь свой участок. Мы останавливались у костров, где гре­ лись лесорубы и сварщики, в крохотных по­ селках из трех-четырех вагончиков на поло­ зьях. Между вагончиками на веревке жестя- но звенит мерзлое белье, удерживаемое де- •ревянными прищепками. Какая-нибудь тетя Аня или бабка Дарья приносит из проруби воду, готовит пищу для бригады, и далеко стелется по белу снегу щекочущий запах горячих щей. Так мы добрались до большого поселка, у которого пока не было названия, но уже была школа в вагончике, и мое воспомина­ ние о поездке по трассе почему-то ассоции­ руется с той занесенной снегом школой, где я провел, согреваясь, половину дня. Вагончик разделен тонкостенной пере­ боркой: по одну сторону помещение, кото­ рое назвать учительской было бы не совсем точно: гут склад наглядных пособий, и раз­ девалка, и буфет, и мастерская для заня­ тий по труду, хотя сильно не разбежишься. Зато по другую сторону переборки подлин­ ный класс, только чуть меньших размеров, чем мы привыкли видеть: взаправдашние крохотные парты, сработанные папами, креп­ кий учительский столик, черная доска на стене. А обитатели класса такие же, как везде: мальчики в форме с белыми воротнич­ ками, девочки в черных передниках, все в разноцветных байковых шароварах и в под­ шитых валенках выше колен — чтобы не за: студить ноги на коротком пути в школу и домой. Учительница велела своим второклассни­ кам вырезать и сшить из картона домики, в которых они живут. Минут через сорок на партах стояли похожие, как близнецы, полевые вагончики, на колесах. Вихрастый мальчишка наслюнявил красный карандаш и старательно нарисовал на вагончике сло­ ва, которые вряд ли говорили ему что-ни­ будь, но он их помнил: «Газпром СССР». Я смотрел на эти картонные вагончики и на детей, выросших на нефтяных и газовых м а г и с т р а л я х , по к о т о р ы м к о ч у ю т их о тц ы и м а т е р и . К а к б ы л о не с п р о с и т ь о з о р н ы х п у за н ч и к о в , о т к у д а кто р о д о м . С р а с к р ы т ы х п р и п у х л ы х гу б с л е т а л и у д и в и т е л ь н ы е п о ­ н яти я : — Б у х а р а — У р ал ! — о т ч е к а н и л в и х р а ­ сты й. — Т у й м а з ы — О м ск! — О х а — К о м с о м о л ьс к ! К т о -н и б у д ь н а п и ш е т о д е т я х , в о с п и т а н ­ ных на к р у п н ы х с т р о й к а х ш е с т и д е с я т ы х го ­ д о в, о б этих м а л е н ь к и х п о т о м с т в е н н ы х п у т е ­ ш е с т в е н н и к а х . О н и с и д я т , р у к и на п а р т а х , в ваго н ч и ке, о к о т о р ы й б ь ю т с я м е т е л и , к а к б е л ы е во л н ы . З а о к н о м весь их п о сел о к: д в а д ц а т ь в о сем ь в а г о н ч и к о в , п р и ж а т ы х к р е ч у ш к е Л у н х е б е з л ю д н о й я к у т с к о й т а й ­ гой. И д е т , п е р е в а л и в а е т с я в с н е г а х б у л ь д о ­ зер — р а д и а т о р у кр ы т о л е н ь и м и ш к у р а м и . В е з д е х о д р а з в о з и т по в а г о н ч и к а м го л у б ы е л ь д и н ы — с п и щ е в о й в о д о й зд е с ь т р у д н о , в о ­ к р у г н е п р о л а з н ы е д о л и н н ы е б о л о т а . П о к а я си д ел в у ч и т е л ьс к о й , в ш к о л у з а ­ гл я н у л м а ш и н и с т т р у б о у к л а д ч и к а Ю р и й З о ­ л о т а р е в — м ы в с т р е ч а л и с ь с н им на тр асс е. Он сб р о с и л п о л у ш у б о к , п о м ы л у б а ч к а с в о д о й к р у п н ы е р у к и и п р и н я л с я р е м о н т и ­ р о в а т ь глобус. — У ч и т е л ьн и ц а п о п р о с и л а ? — п о л ю б о ­ п ы т с т в о в а л я. — М о я ж и н к а ,— о т в е т и л З о л о т а р е в ,— она и у чи т е л ьн и ц а . О н п о м о л ч а л , с н и м а я ш а р с оси. — К а т о р ж а н к а о н а у м ен я. В с т а е т в ш есть у тр а, д о п о зд н е й ночи я не в и ж у ее — р е б я т и ш к и , т е т р а д и , книги, всего н а ­ х в а т а е т . О н а в ед ь у м ен я о д н а на всю эту ш к о л у : ту т т р о е п е р в о к л а ш е к , ч е т в е р о во в то р о м и ч е тв ер о в че т в е р т о м . У го л ь н а д о р а с х о л о д и т ь , б а т а р е и н ато п и т ь , у ч е б н и к о в д о ст ать . А п о с о в е т о в а т ь с я — т о л ь к о в Ко- куе, т ам я к у т с к а я ш к о л а . С к а ж и т е , и м ею я п р а в о на сем ью ? М о г у я х о теть, что б мне ж е н а , а не в с т о л о в о й п о в а р и х а го т о в и л а о бед? — Д а в н о вы з д е с ь ? — сп р о с и л я. — Т ри года... Ни з а что бы не з а д е р ­ ж а л с я , если б не м еста. Р ы б а л к а , зн а е т е , к а к а я ? Н а Л у н х е за час у д о ч к о й б ер у д в а в е д р а о ку н ей , щ у к, язей. В в о с к р е с е н ье м о ж н о на Л е н у , это к и л о м е т р о в т р и д ц а т ь о т с ю д а — т а й м е н ь , н е л ь м а , о сетр ы . Н а д о л о д к у им еть, все н и к а к не с м а с т е р ю . А о з е ­ ра зд е с ь — ну! Н и д ж и л и н с к и й к а р а с ь б ы ­ в ает по т р и -ч е т ы р е к и л о г р а м м а , п р о б о в а л и ? Н е т я не п р о б о в а л н и д ж и л и н с к о г о к а ­ р ася. — Н у, то г д а вы н а ш е й т р а с с ы не п о й ­ мете! Я сп р о си л , о т к у д а р о д о м З о л о т а р е в и его ж е н а . — А мы о б а из З а п о р о ж ь я , с д е т с т в а зн а е м д р у г д р у г а , да и с у д ь б а с л о ж и л а с ь почти о д и н а к о в о . М а р у с и н о т е ц б ы л п а р т и ­ за н о м , его р а с с т р е л я л и в 1943 го д у . И м ой бы л п а р т и з а н о м — п о ги б в н е м е ц к о м к о н ц ­ лагере... — Ч т о ж е п о т я н у л о в а с в э т а к у ю д а л ь ? — И зв е с т н о что, газ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2