Сибирские огни № 02 - 1969
систем краю, больше года назад, ранней весной, когда искрился куржак на белых деревьях, издавая редкий звонкий стон: ло мались сучья на морозе. Наш газик с двойными стеклами натуж но' брал сугроб за сугробом, медленно плы вя, как по застывшим волнам, вдоль буду щей трассы газопровода, местами отмечен ной лишь колышками, черневшими на снегу. Нам предстояло пересечь тридцать семь рек и ручьев, которые в большинстве пере мерзают, но крупные — только на перека тах. Подпор воды от Лены бывает настоль ко сильным, что вода в реках и ручьях иногда течет в обратную сторону. Строители должны были расчистить трассу от леса, устроить переходы через чводные потоки, как-то совладать и с много- ле' 1 ней мерзлотой, и с болотами, хоть не много оживить это безлюдное пространство, где мой попутчик — прораб Володя Карма- лито в день укладывал из «тулки» до полу тора десятков зайцев, обеспечивая мясом весь свой участок. Мы останавливались у костров, где гре лись лесорубы и сварщики, в крохотных по селках из трех-четырех вагончиков на поло зьях. Между вагончиками на веревке жестя- но звенит мерзлое белье, удерживаемое де- •ревянными прищепками. Какая-нибудь тетя Аня или бабка Дарья приносит из проруби воду, готовит пищу для бригады, и далеко стелется по белу снегу щекочущий запах горячих щей. Так мы добрались до большого поселка, у которого пока не было названия, но уже была школа в вагончике, и мое воспомина ние о поездке по трассе почему-то ассоции руется с той занесенной снегом школой, где я провел, согреваясь, половину дня. Вагончик разделен тонкостенной пере боркой: по одну сторону помещение, кото рое назвать учительской было бы не совсем точно: гут склад наглядных пособий, и раз девалка, и буфет, и мастерская для заня тий по труду, хотя сильно не разбежишься. Зато по другую сторону переборки подлин ный класс, только чуть меньших размеров, чем мы привыкли видеть: взаправдашние крохотные парты, сработанные папами, креп кий учительский столик, черная доска на стене. А обитатели класса такие же, как везде: мальчики в форме с белыми воротнич ками, девочки в черных передниках, все в разноцветных байковых шароварах и в под шитых валенках выше колен — чтобы не за: студить ноги на коротком пути в школу и домой. Учительница велела своим второклассни кам вырезать и сшить из картона домики, в которых они живут. Минут через сорок на партах стояли похожие, как близнецы, полевые вагончики, на колесах. Вихрастый мальчишка наслюнявил красный карандаш и старательно нарисовал на вагончике сло ва, которые вряд ли говорили ему что-ни будь, но он их помнил: «Газпром СССР». Я смотрел на эти картонные вагончики и на детей, выросших на нефтяных и газовых м а г и с т р а л я х , по к о т о р ы м к о ч у ю т их о тц ы и м а т е р и . К а к б ы л о не с п р о с и т ь о з о р н ы х п у за н ч и к о в , о т к у д а кто р о д о м . С р а с к р ы т ы х п р и п у х л ы х гу б с л е т а л и у д и в и т е л ь н ы е п о н яти я : — Б у х а р а — У р ал ! — о т ч е к а н и л в и х р а сты й. — Т у й м а з ы — О м ск! — О х а — К о м с о м о л ьс к ! К т о -н и б у д ь н а п и ш е т о д е т я х , в о с п и т а н ных на к р у п н ы х с т р о й к а х ш е с т и д е с я т ы х го д о в, о б этих м а л е н ь к и х п о т о м с т в е н н ы х п у т е ш е с т в е н н и к а х . О н и с и д я т , р у к и на п а р т а х , в ваго н ч и ке, о к о т о р ы й б ь ю т с я м е т е л и , к а к б е л ы е во л н ы . З а о к н о м весь их п о сел о к: д в а д ц а т ь в о сем ь в а г о н ч и к о в , п р и ж а т ы х к р е ч у ш к е Л у н х е б е з л ю д н о й я к у т с к о й т а й гой. И д е т , п е р е в а л и в а е т с я в с н е г а х б у л ь д о зер — р а д и а т о р у кр ы т о л е н ь и м и ш к у р а м и . В е з д е х о д р а з в о з и т по в а г о н ч и к а м го л у б ы е л ь д и н ы — с п и щ е в о й в о д о й зд е с ь т р у д н о , в о к р у г н е п р о л а з н ы е д о л и н н ы е б о л о т а . П о к а я си д ел в у ч и т е л ьс к о й , в ш к о л у з а гл я н у л м а ш и н и с т т р у б о у к л а д ч и к а Ю р и й З о л о т а р е в — м ы в с т р е ч а л и с ь с н им на тр асс е. Он сб р о с и л п о л у ш у б о к , п о м ы л у б а ч к а с в о д о й к р у п н ы е р у к и и п р и н я л с я р е м о н т и р о в а т ь глобус. — У ч и т е л ьн и ц а п о п р о с и л а ? — п о л ю б о п ы т с т в о в а л я. — М о я ж и н к а ,— о т в е т и л З о л о т а р е в ,— она и у чи т е л ьн и ц а . О н п о м о л ч а л , с н и м а я ш а р с оси. — К а т о р ж а н к а о н а у м ен я. В с т а е т в ш есть у тр а, д о п о зд н е й ночи я не в и ж у ее — р е б я т и ш к и , т е т р а д и , книги, всего н а х в а т а е т . О н а в ед ь у м ен я о д н а на всю эту ш к о л у : ту т т р о е п е р в о к л а ш е к , ч е т в е р о во в то р о м и ч е тв ер о в че т в е р т о м . У го л ь н а д о р а с х о л о д и т ь , б а т а р е и н ато п и т ь , у ч е б н и к о в д о ст ать . А п о с о в е т о в а т ь с я — т о л ь к о в Ко- куе, т ам я к у т с к а я ш к о л а . С к а ж и т е , и м ею я п р а в о на сем ью ? М о г у я х о теть, что б мне ж е н а , а не в с т о л о в о й п о в а р и х а го т о в и л а о бед? — Д а в н о вы з д е с ь ? — сп р о с и л я. — Т ри года... Ни з а что бы не з а д е р ж а л с я , если б не м еста. Р ы б а л к а , зн а е т е , к а к а я ? Н а Л у н х е за час у д о ч к о й б ер у д в а в е д р а о ку н ей , щ у к, язей. В в о с к р е с е н ье м о ж н о на Л е н у , это к и л о м е т р о в т р и д ц а т ь о т с ю д а — т а й м е н ь , н е л ь м а , о сетр ы . Н а д о л о д к у им еть, все н и к а к не с м а с т е р ю . А о з е ра зд е с ь — ну! Н и д ж и л и н с к и й к а р а с ь б ы в ает по т р и -ч е т ы р е к и л о г р а м м а , п р о б о в а л и ? Н е т я не п р о б о в а л н и д ж и л и н с к о г о к а р ася. — Н у, то г д а вы н а ш е й т р а с с ы не п о й мете! Я сп р о си л , о т к у д а р о д о м З о л о т а р е в и его ж е н а . — А мы о б а из З а п о р о ж ь я , с д е т с т в а зн а е м д р у г д р у г а , да и с у д ь б а с л о ж и л а с ь почти о д и н а к о в о . М а р у с и н о т е ц б ы л п а р т и за н о м , его р а с с т р е л я л и в 1943 го д у . И м ой бы л п а р т и з а н о м — п о ги б в н е м е ц к о м к о н ц лагере... — Ч т о ж е п о т я н у л о в а с в э т а к у ю д а л ь ? — И зв е с т н о что, газ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2