Сибирские огни № 02 - 1969

шений» на предприятиях «нового», «на­ родного» капитализма! Но если капиталисты используют этот резерв в корыстных целях, то социали­ стические предприятия просто обязаны это делать ради роста благосостояния всего народа. Здесь важны воспитательная, идеоло­ гическая стороны дела. Только в сплочен­ ном, дружном коллективе посильно при­ вить коммунистическое. отношение к тру­ ду. Особенно это касается молодежи. На­ сколько влияют первые впечатления, пер­ вые месяцы работы на предприятии, вид­ но из таких данных. В угольной промышленности Кузбасса шахтеры с двухлетним стажем работы со­ ставляют две трети уволившихся. Сорок процентов из них приходится на тех, кто проработал на руднике не более года. Мо­ жет быть, угольная промышленность — ис­ ключение? Оказывается, нет. На Алтай­ ском тракторном заводе за шесть меся­ цев 1967 года уволившихся по собствен­ ному желанию со стажем до одного года даже больше, чем на шахтах Кузбасса. Именно первые год-два особенно сло­ жны для новичка. И если притирка к кол­ лективу пройдет успешно, то дальше ве­ роятность его ухода с предприятия рез­ ко сократится. В той же угольной отрас­ ли у лиц, проработавших на шахте три года, вероятность текучести сокращается в пять раз, а у тех, кто проработал более пяти лет, в пятнадцать раз! Причем, эта тенденция характерна как для мужчин, так и для женщин. Правда, если мужчи­ ны уходят больше всего в первый год, а затем это стремление у них сокращается, то женщины больше всего увольняются на второй год работы. Это, в основном, объясняется психоло­ гическими особенностями характера жен­ щин. Они, как правило, менее решитель­ ны, больше времени тратят на обдумывание принимаемого решения. Смена места рабо­ ты довольно-таки серьезный шаг в жиз­ ни почти каждого человека. Но если муж­ чины такие решения принимают быстрее, то женщины медленнее. В настоящее время в Советском Сою­ зе идет интенсивный процесс обновления рабочего класса. Промышленность попол­ няется ежегодно молодыми рабочими на 15 процентов, что в два раза больше, чем за период 1958— 1961 годов. В народ­ ное хозяйство вливаются массы образо­ ванных молодых людей, юношей и деву­ шек, которые предъявляют определенные требования к производству. Они хотят получить не вообще место у станка, а требуют квалифицированную работу, . кото­ рая бы носила творческий характер. Эти люди готовы ради перспективы трудового роста поступиться на первых порах зара­ ботком, перебиться с квартирой. Их инте­ ресует в первую очередь творческий труд. Но мы не можем в настоящее время всех удовлетворить в этом отношении. Произошел определенный разрыв между стремительными темпами культурной ре­ волюции в СССР и развитием техничес­ кого прогресса в народном хозяйстве. Собственно, это и является основной при­ чиной, из-за которой часто молодежь не может получить работу по душе. К со­ жалению, на эту сторону дела мы про­ должаем смотреть только с экономичес­ ких позиций: нужно ликвидировать тя­ желый физический труд, нужно поднять производительность труда. Все это нуж­ но, однако мы забываем, пожалуй, о бо­ лее .важной — социальной стороне пробле­ мы. Нередко мы наблюдаем на предпри­ ятиях такую картину. После окончания средней школы молодой человек пришел в цех или на строительный участок. — Ну, что делать с этим юнцом? —• вслух размышляет руководитель. — Да направьте его на подсобный участок. Там нужны люди,— советуют в отделе кадров. Попав на участок, вчерашний десяти­ классник видит: труд очень тяжел, в ос­ новном приходится орудовать лопатой. Его представления о механизированных участ­ ках, автоматах начинают рушиться. Мо­ лодой человек невольно сопоставляет «кни­ ги» с жизнью и видит, что выполняемая им работа не соответствует его планам. Наступает разочарование. И юноша рас­ сматривает это как жизненную неудачу, как крушение своих идеалов и старается занять более достойное место на произ­ водстве. Прав он или не прав? Можно ли его обвинять в том, что он уходит с производства? Как и чем его удержать здесь? Сразу возникает ответ: надо ему поднять зарплату, и он останется. Так считали и так считают до сих пор мно­ гие. И что, казалось бы, является более сильным рычагом, чем материальный сти­ мул? Но вот в разных городах и райо­ нах страны были проведены детальные обследования, и обнаружилось: повышение заработной платы, как правило, не помога­ ет. Сошлемся на такие примеры. В Воронеже построили завод синтети­ ческого каучука. Пришли туда десяти­ классники. Их прельщали тем, что они будут получать по 120—150 рублей в ме­ сяц’ Зарплата очень высокая по сравне­ нию с другими предприятиями города, ка­ залось бы, люди закрепятся здесь. А что получилось? Проработав на заводе шесть месяцев, от силы год, большинство ушли с предприятия. Куда? На заводы, где ра­ бота была более творческой, ^хотя зар­ плата там не превышала 90 рублей в ме­ сяц. Возьмем другой город — Новосибирск. Расстояние между Воронежом и Ново­ сибирском огромное, а мотивы ухода оди­ наковые. Здесь тоже одна из главных причин, по которой покидают молодые рабочие предприятия,— неудовлетворенность своей профессией и уровнем квалифика- (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2