Сибирские огни № 02 - 1969
шений» на предприятиях «нового», «на родного» капитализма! Но если капиталисты используют этот резерв в корыстных целях, то социали стические предприятия просто обязаны это делать ради роста благосостояния всего народа. Здесь важны воспитательная, идеоло гическая стороны дела. Только в сплочен ном, дружном коллективе посильно при вить коммунистическое. отношение к тру ду. Особенно это касается молодежи. На сколько влияют первые впечатления, пер вые месяцы работы на предприятии, вид но из таких данных. В угольной промышленности Кузбасса шахтеры с двухлетним стажем работы со ставляют две трети уволившихся. Сорок процентов из них приходится на тех, кто проработал на руднике не более года. Мо жет быть, угольная промышленность — ис ключение? Оказывается, нет. На Алтай ском тракторном заводе за шесть меся цев 1967 года уволившихся по собствен ному желанию со стажем до одного года даже больше, чем на шахтах Кузбасса. Именно первые год-два особенно сло жны для новичка. И если притирка к кол лективу пройдет успешно, то дальше ве роятность его ухода с предприятия рез ко сократится. В той же угольной отрас ли у лиц, проработавших на шахте три года, вероятность текучести сокращается в пять раз, а у тех, кто проработал более пяти лет, в пятнадцать раз! Причем, эта тенденция характерна как для мужчин, так и для женщин. Правда, если мужчи ны уходят больше всего в первый год, а затем это стремление у них сокращается, то женщины больше всего увольняются на второй год работы. Это, в основном, объясняется психоло гическими особенностями характера жен щин. Они, как правило, менее решитель ны, больше времени тратят на обдумывание принимаемого решения. Смена места рабо ты довольно-таки серьезный шаг в жиз ни почти каждого человека. Но если муж чины такие решения принимают быстрее, то женщины медленнее. В настоящее время в Советском Сою зе идет интенсивный процесс обновления рабочего класса. Промышленность попол няется ежегодно молодыми рабочими на 15 процентов, что в два раза больше, чем за период 1958— 1961 годов. В народ ное хозяйство вливаются массы образо ванных молодых людей, юношей и деву шек, которые предъявляют определенные требования к производству. Они хотят получить не вообще место у станка, а требуют квалифицированную работу, . кото рая бы носила творческий характер. Эти люди готовы ради перспективы трудового роста поступиться на первых порах зара ботком, перебиться с квартирой. Их инте ресует в первую очередь творческий труд. Но мы не можем в настоящее время всех удовлетворить в этом отношении. Произошел определенный разрыв между стремительными темпами культурной ре волюции в СССР и развитием техничес кого прогресса в народном хозяйстве. Собственно, это и является основной при чиной, из-за которой часто молодежь не может получить работу по душе. К со жалению, на эту сторону дела мы про должаем смотреть только с экономичес ких позиций: нужно ликвидировать тя желый физический труд, нужно поднять производительность труда. Все это нуж но, однако мы забываем, пожалуй, о бо лее .важной — социальной стороне пробле мы. Нередко мы наблюдаем на предпри ятиях такую картину. После окончания средней школы молодой человек пришел в цех или на строительный участок. — Ну, что делать с этим юнцом? —• вслух размышляет руководитель. — Да направьте его на подсобный участок. Там нужны люди,— советуют в отделе кадров. Попав на участок, вчерашний десяти классник видит: труд очень тяжел, в ос новном приходится орудовать лопатой. Его представления о механизированных участ ках, автоматах начинают рушиться. Мо лодой человек невольно сопоставляет «кни ги» с жизнью и видит, что выполняемая им работа не соответствует его планам. Наступает разочарование. И юноша рас сматривает это как жизненную неудачу, как крушение своих идеалов и старается занять более достойное место на произ водстве. Прав он или не прав? Можно ли его обвинять в том, что он уходит с производства? Как и чем его удержать здесь? Сразу возникает ответ: надо ему поднять зарплату, и он останется. Так считали и так считают до сих пор мно гие. И что, казалось бы, является более сильным рычагом, чем материальный сти мул? Но вот в разных городах и райо нах страны были проведены детальные обследования, и обнаружилось: повышение заработной платы, как правило, не помога ет. Сошлемся на такие примеры. В Воронеже построили завод синтети ческого каучука. Пришли туда десяти классники. Их прельщали тем, что они будут получать по 120—150 рублей в ме сяц’ Зарплата очень высокая по сравне нию с другими предприятиями города, ка залось бы, люди закрепятся здесь. А что получилось? Проработав на заводе шесть месяцев, от силы год, большинство ушли с предприятия. Куда? На заводы, где ра бота была более творческой, ^хотя зар плата там не превышала 90 рублей в ме сяц. Возьмем другой город — Новосибирск. Расстояние между Воронежом и Ново сибирском огромное, а мотивы ухода оди наковые. Здесь тоже одна из главных причин, по которой покидают молодые рабочие предприятия,— неудовлетворенность своей профессией и уровнем квалифика- (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2