Сибирские огни № 02 - 1969
нынешний и день минувший», подчас и вздохнет о тех временах, когда было «все ясно». Одно дело — просто вернуть заяв ление рабочему, и он останется на предприя тии, и совсем иное положение, когда тому же рабочему, чтобы он остался, требуется дать и жилье, и детские ясли, и многое другое. И неизвестно еще — останется ли он на предприятии и после этого. За рассуждейиями Михаила Ивановича скрыты объективные ''причины: экономиче ские условия изменились, а мышление, пси хология остались пока прежними. Нельзя забывать и еще об одном, чНехватка рабо чих рук особенно остро ощущается в Си бири. В силу ряда причин с предприятий этого района увольняется особенно много людей и покидает Сибирь. При такой об становке руководителям сибирских заводов приходится -работать в более сложных ус ловиях, чем, скажем, их коллегам в По волжье, на Украине или в южных районах ■Союза. — Текучесть — зло,— утверждают мно гие. Давайте попробуем согласиться с ними и представим себе на минуту положение, когда текучесть исчезла. Что бы тогда про изошло, кому бы стало хорбшо и кому пло хо, кто бы от этого выиграл и кто проиг рал? Как кровь, постоянно циркулируя в орга низме, обновляет его, так и переливание ра бочих рук из одной отрасли в другую—естест венный процесс. 50—70 процентов всевоз можных перемещений и увольнений падает на лиц, которые покидают работу по соб ственному желанию. (Именно это и назы вают текучестью рабочей силы. Сюда же относят и лиц, которых увольняет адми нистрация за нарушение трудовой дисцип- . липы). Правда, «движение» специали стов происходит чаще у нас в плановом порядке: подготовка в техникумах и инсти тутах, училищах и школах ФЗО, комплек тование коллективов новых предприятий, выдвижение людей на руководящие долж ности, Этот процесс управляем, а вот пере ход рабочих с одного места на другое по собственному желанию развивается как бы параллельно, и многие склонны рассматри вать данное явление,' как некий элемент стихийности в нашей экономике. Действительно, план, как основа социа листического хозяйствования, обязан учи тывать сколько-нибудь существенные со циально-экономические сдвиги, происходя щие в стране. Однако можем ли мы сегодня (и нужно ли?) в государственном масшта бе предусматривать все до мелочей, дер жать, так сказать, под контролем и сотни тысяч строек, и выпуск каждого изделия, и каждый шаг производственника? Думается, что, став на такую точку зрения, мы упо добились бы руководителю многотысячного коллектива, пожелавшему лично контроли ровать работу каждого сотрудника. На современном этапе, когда объем про изводства неизмеримо увеличился, а слож ность управления народным хозяйством резко возросла, спланировать все ненужная и практически невыполнимая задача. Чтобы представить себе, насколько слож но все спланировать, сошлемся на такой пример из математической экономики. Ес ли, скажем, имеется пять строек и необхо димо установить, на которую из них в пер вую очередь выгоднее направить капиталь ные вложения, то можно, оказывается, составить 243 различных варианта, исходя из трех возможных вариантов по. каждому объекту. Ну, а если мы возьмем не пять, а пятьсот строек и десять вариантов по каждой из них? Сколько в этом случае можно получить вариантов? Десять в пя тисотой степени, так как количество вариан тов возрастает по закону геометрической прогрессии. Для сравнения приведем такую цифру: примерно 1013— таково число ато мов во всей видимой вселенной1. В таком случае, искать самый выгодный вариант — безнадежная задача? Не совсем так. Экономический анализ позволяет во много раз сократить число вариантов, отсечь, так сказать, малоэффек тивные. И здесь принцип централизованного планирования в тесном взаимодействии с хозрасчетом, демократическими формами управления дает в руки ученых и практиков важный рычаг, позволяющий сложную и, казалось бы, непосильную задачу разбить, расчленить на множество мелких и выбрать, по выражению экономистов, оптимальный вариант. Не вдаваясь в полемику с теми товари щами, которые текучесть рабочей силы на зывают громкими словами «стихия», «анар хия», «неуправляемый процесс» и на этом ставят точку (будто заклинаниями можно решить проблему), скажем: действительно, из одного центра плайировать «поведение людей» невозможно, а вот регулировать этот процесс экономическими рычагами мы в состоянии и обязаны это делать. Регули ровать, но не закрывать административны ми путями важную артерию, по которой непрерывно циркулируют в промышленно сти свежие силы. Й все же: если человек перешел с одно го предприятия на другое,— хорошо это или плохо? С точки зрения рабочего, который устроился на заводе или шахте, где ему больше нравится,— хорошо. А если подой ти с позиции отрасли, всего нашего хозяй ства? Тут возникает много ситуаций. Пере шел человек на высококвалифицированную работу, стал больше пользы прино сить — значит, сделал два добрых дела: себе и государству. Сменил профессию, по терял время на освоение нового дела — налицо убыток, потеря производительности. А как это явление рассматривать с точ ки зрения предприятия? Оказывается, для завода почти всегда невыгодно, если люди 1 Сб. «Реформа ставит проблемы» М., 1968, стр, 30—31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2