Сибирские огни № 01 - 1969
розе, без костра, с кресалом и трутом, и он должен был сам развести огонь, устроить ночлег, не имея с собой ни топора, ни шкуры, чтобы укрыться. Не раз отправляли его голодным по следу подраненного зве ря... Эта жестокая, но верная школа стоила юному эвенку многих стра даний, но благодаря ей он стал Улукитканом. В неудачах ему никто не сочувствовал, ни отец, ни сестры, ни старейшие в роду —никто не смел! Разве только мать, поднявшись ночью подживить в чуме огонь, украд кой роняла на его щеку горячую слезу... Стащив с головы ушанку, утерев ею глаза, Улукиткан надолго за мер на самом краю обрыва, где кончался снежный надув, в молитвен ном поклоне, то ли прощаясь, то ли прося прощения у родного стойби ща, у тайги, у живущих в ней зверей и птиц, у своих предков за долгую отлучку. Видимо, почувствовав усталость, да и ослабев от волнения, он присел на камень. И, пожалуй, я никогда не видел его лица таким про светленным и ■умиротворенным, лица по-настоящему счастливого человека. Подсаживаюсь к Улукиткану. И по какой-то внутренней связи, с удивительной живостью и отчетливостью возникают перед глазами мой родной Кардоник — горная станица, темные заросли чинар по от рогам Кавказа и белопенный в вечном гневе, быстротечный Аксаут... Да, приходит пора и мне, как Улукиткану, на склоне жизни, обяза тельно побывать на своей родине, в краю своего детства. И надо поторапливаться... ...Старик поднялся, неторопливо накинул на плечи котомку, берда- ну, взял в руки посох. — Прощай, Альгома, однако, больше я не приду к тебе. К старости все тропы становятся во много раз длиннее,— тихо проговорил он, не сводя с нагорья затуманенных, чуть влажных глаз. Спокойно и мудро старческое лицо, освещенное закатом. Наконец он повернулся на юг и пошел неторопливыми шагами по гребню. Я двинулся за ним. На со седней вершине мы остановились и еще раз огляделись. Справа шел спуск в цирк, а слева крутые склоны гор падали в Зейскую низину. Хо рошо видны Окононские гряды, а левее и дальше пологий, синеющий в холодном воздухе, Джугдыр. — Сходить надо бы в те горы,’—сказал старик, показав рукой на восток, на истоки Зеи.—Когда мои глаза смотрят туда —я думаю о лю- чи каторжном. Он там жил на левом притоке Зеи. — Откуда русский взялся? — Из Якутска бежал, так он говорил, пристал к роду Эдяму и ко чевал с эвенками, учил вырезать из дерева буквы и складывать из них слова, ковал ножи, женщинам делал рисунки, по которым они расши вали одежду. Много рассказывал сказок,—какие люди есть на земле, звери, какая тайга. Царя шибко ругал... Когда революция пришла, он был уже старик. Ему все эвенки говорили: езжай домой, где родился. Давай оленей, шкуры, камаланы. Не поехал. Сказал: уже поздно. По чему поздно — мы не знали. И скоро умер. Я сам хоронил его на той речке, ее люди назвали Лючи. — Ты не помнишь его фамилию? — Как же, Демидка, Большой Демидка его звали. — Это имя, а как фамилия? — Говорю, Большой Демидка, другой фамилии не было. Мы постояли, склонив головы, как бы отдавая должное памяти са моотверженного борца за людское счастье, одного из безвестных геро ев революции —Большого Демида. — А когда ты, Улукиткан, смотришь туда,—я показал тоже на во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2