Сибирские огни № 01 - 1969

— Альгома тебе —чужое горе, зачем напрасно маять ноги?.. Я пой­ ду наверх один. С горы, наверно, узнаю место, поклонюсь ему. Может, боли в сердце не останется. Старики никогда не думали, что жизнь эвен­ ков так изменится, вот бы сейчас встали, посмотрели, эко удивились бы. — Ты жалеешь о прошлом? Думаешь, эвенкам хуже оттого, что они перестали кочевать? Старик поежился, будто я разбередил его больное место. — Об этом нечего жалеть. О другом думаю. Молодые забывают наши обычаи, нужные людям, которые должны еще жить. Раньше у эвенка ничего не было только для себя. Еда, ружье, шкуры, снасти — бери, что тебе надо, спрашивать хозяина было не положено. Никто ни­ кого не обманывал. Ты сильный —давай больше. Добыл зверя —тащи на стойбище, дели всем поровну. Рыбу поймал —тоже на всех. Только ему за добычу голову зверя и шкуру сверх его доли давали да еще за удачу от всех ему доброе слово говорили. То был правильный закон, закон тайги. Его никогда не должны забывать люди... — Ты прав, такой закон нужен всем людям. Его создала жизнь, испытанная в течение многих веков, и без него вряд ли кочевники до­ тянули бы до наших дней. — У них не было бумаги, букв, чтобы писать слова, все обычаи держали в голове. И школа была другая, которая показывала, как жить в тайге. Каждый проходил ее, учился пускать стрелу по зайцу, насто­ раживать снасть, подманивать на пикульку кабаргу, запирать берлоги, Потом их спрашивали старики, как они научились это делать м ггут быть кормилицами семьи или еще надо учиться. Не каждому парнишке сразу везло назваться охотником. Поэтому эвенки хорошо знали тайгу, сильные были и не искали другой жизни. Улукиткан задумался. Мы сидели молча. Я смотрел на его морщи­ нистое лицо, освещенное трепетным пламенем, и тоскливо думал о том, как мне будет не хватать в жизни дружбы с этим мудрым старцем. — Но в обычаях наших было и такое, что не нужно теперь,—про­ должал Улукиткан,— Раньше без этого нельзя было обойтись... Когда на стойбище приходил голод, мор, когда даже самый сильный не мог добыть еду, тогда слабым старикам, которые уже не охотились, корми­ лись тем, что добывали молодые,—намекали, что они сделали свое в жизни: родили детей, научили их всему, что сами умели и знали, и те­ перь должны уйти из стойбища. Хорошие слова говорили больным и калекам, советовали и им уходить. Так нужно было, чтобы остальные остались жить и продолжили род... Тех, кто должен был умирать, не уговаривали. Это был долг. Уходили такие из чумов в самую стужу, без огня и без пищи, не жить уходили. Тогда этот закон был правильным для кочевников, его тоже сделала сама жизнь. Теперь он не нужен... — Все это мне понятно так же, как и твоя боль, что забываем хо­ рошие обычаи. Но согласись, Улукиткан, жить-то теперь стало лучше эвенкам? — Ты правильно сказал. Жить всем куда с добром стало. У каж­ дого свся изба, на стойбище есть и школа и больница, за товарами не надо далеко ходить —магазин рядом. Кто побежит от такой жизни? Ко­ чевать хорошо было раньше, когда в лесу было много зверя, ягод, пти­ цы. А теперь тайга бедная стала. Маток убивают, телят глушат, ничего не жалко, будто чужое! Неправильно делают. Пошто не наказывают та­ ких разбойников? Надо у всех отобрать ружья, которые разоряют тай­ гу, не смотрят, когда можно охотиться, когда нельзя, по кому можно стрелять, а кого нельзя трогать. Таких даже пускать в тайгу не надо.— Улукиткан хотел еще что-то сказать, но лишь безнадежно махнул ру

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2