Сибирские огни № 01 - 1969
вает о том, как боролся за реабилитацию незаслуженно осужденного товарища по партии. Как сумел увидеть в будто бы окон чательно опустившейся женщине остатки былой силы и верности делу партии и ре волюции. Рассказывает, как нелепо, страш но несправедливо обижает недоверием де вушку из дворян, стремящуюся выйти на новый путь жизни. «Я не мог простить се бе этой истории...» — пишет он в одном месте. «Не могу забыть этой дикой нелепой сцены, за которую мне стыдно даже сей час»,— читаем мы дальше. И еще горькие признания: «Я грубо, незаслуженно оскор бил человека...», «Бранил себя за гру бость...» Что это? Угрызения совести грубо го, жестокого человека? Нет. Это требова тельность к себе, стремление строго оцени вать свои ошибки. А вот как написано об агитаторской работе, которую в гражданскую войну вы полнял Пантюхов: «Если агитатор сумел задеть за живое, то аудитория его расши рялась с каждой минутой и в зале стано вилось все тише. Доклад затягивался, пе реходил в задушевную беседу, пересыпае мую веселыми шутками, взрывами смеха, поощрительными восклицаниями, до полно го изнеможения агитатора. Но какая это была радостная усталость! Тут же даешь себе слово на завтра выкроить час-другой и прийти сюда, к этому близкому, род ному, сердечному люду». За этими словами стоит большая любовь коммуниста к лю дям, радостное осознание кровной связи с ними. Здесь — истоки нравственного обли ка коммуниста. Без всяких деклараций и громких фраз сказано о гом большом, что вело его в жизни: «...Для меня реьолюция дороже жизни... говоря о светлом будущем человечества, я как бы ощущал его бли зость». В другом месте у него вырвется, когда он вспомнит леденящие картины ти фозных эпидемий, голода, крови и челове ческих страданий: «Сейчас вспоминаешь эту быль, как тяжелый сон. А ведь было это все, было. Пережили, перебороли, не сломались под страшной тяжестью». Девять глав-рассказов в книге «Крас ная линия» — девять эпизодов из жизни коммуниста. Каждый из них — безыскус ная правда: человек много повидавший и бесхитростный, рассказчик не только ничего не прибавляет, но о многом не может рас сказать глубже и значительнее по той про стой причине, что не является ни профес сиональным писателем, ни опытным публи цистом. Иногда это мешает ему, заставля ет размениваться на мелочи, препятствует осмыслению фактов, более широкому взгля ду на события и людей. И все же «Крас ная линия» — интересная книга. Не только тем, что она рассказ очевидца о революции и первых годах Советской власти, но и тем, что в ней угадываются своеобразные, силь ные, драматические характеры, необыкно венные судьбы, дополняющие и обогащаю щие наши представления о людях перелом ной, грозовой эпохи. А эпоха эта была так богата необыкновенными событиями и ге роями, что, кажется, не нужно и быть ху дожником, чтобы запечатлеть ее — просто сядь и напиши, что ты видел, что было с тобой — и характеры сами засияют подлин ностью и многогранностью, события сами собой взволнуют читателя. Посчастливилось рассказчику встретить ся и с В. И. Лениным (глава «Дело Виш невского»), Это было в декабре 1920 года в Москве на VIII Всероссийском съезде Со ветов. Пантюхов решил обратиться к Влади миру Ильичу за помощью: нужно было реа билитировать несправедливо осужденного товарища. Мы видим утомленного, но ожив ленно разговаривающего с окружающими его делегатами Ленина, когда он выходит из зала заседаний. К просьбе Пантюхова он отнесся очень внимательно, а когда все они стали спускаться по лестнице, Ленин за ботливо поддерживает идущего на косты лях Пантюхова Как знаком и дорог в этой черточке наш Ильич с его простотой и удивительно теплой заботой о товарище: несмотря на колоссальную занятость, он нашел время рассмотреть заявление. Есть в «книге жизни» и образы иного плана, они тоже принадлежат тому време ни, их нельзя исключить, не исказив общей картины. Такова, например, Шура Кугуше- ва, молодая девушка, бывшая княжна (гла ва «Товарищ Кугушева»), Она тянется к но вой жизни, хочет порвать со старым миром, ищет и спорит, размышляет, иногда мучи тельно, однако ее классовое происхождение создает вокруг нее отчужденность. «Мило видная, энергичная, порывистая, в папахе и полушубке, производила впечатление де вушки с фронта... Окончила курсы сестер милосердия, была на фронте, работала до бровольно в холерном бараке, в сыпноти фозном». Стала работать в губженотделе, рвалась «к делу со страстью новообращен ной». Автор рассказывает о том, что ей так и не удалось найти своего пути в револю цию, она сдалась, не смогла переломить недоверия товарищей. Драматизмом веет и от фигуры Шуры Тороповой. «Женщина редкой красоты... прекрасно образованная, владевшая тремя языками... работала в 1917—1918 годах в Новочеркасском комитете партии. При от ступлении красногвардейцев в 1918 году была арестована белыми и приговорена к смертной казни». Ее спас влюбившийся в нее белогвардеец, комендант города Ново черкасска. Затем она выполняет несколько рискованных заданий подпольного комите та партии в тылу белых. «Красивая, умная, хитрая, не без авантюристической жилки, она выходила целой и невредимой из очень тяжелых положений». Но было что-то над ломленное в ее характере, видимо, изуро довало ее длительное пребывание в среде разлагающихся, отчаявшихся белых офице ров, не смогла она остаться до конца цель ным человеком и коммунистом. Отдавшись «роковой» любви к уголовнику, «ростовско му жулику высокой марки», забыв и себя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2