Сибирские огни № 01 - 1969
Он в землю вцепился руками, — ■— ™ Он ищет хоть каплю тепла. И тычется в стынущий камень Почти неживая игла... „ В, П о б о ж и й ...но если костер ты разложишь, На миг ты отгонишь мороз,— Обманутый огненной ложью Во весь распрямляется рост. Он плачет, узнав об обмане, Над гаснущим нашим костром, Светящимся в беюм тумане, В морозном тумане лесном... ...Земля еще в замети снежной, Сияет и лоснится лед. А стланик зеленый и свежий Уже из-под снега встает. И черные, грязные руки Он к небу протянет —туда, Где не было горя и муки, Мертвящего грозного льда... Горечь от обмана испытывает не один стланик, но и человек, и к небу вместе с черными, грязными ветвями стланика про стираются человеческие руки, и предчув ствие стлаником близкой весны передается человеку: недаром стихотворение заключа ют строки: «И крепнут людские надежды «а скорую встречу с весной». «Нет природы, равнодушной к людской борьбе». И человек не должен быть равно душен к тому, что делается в природе. В. Шаламов давно, еще в первых своих книгах, обнаружил сходство мира челове ческого с миром природы. Одушевление природы есть своеобразный метод ее изу чения. А пристрастие поэта к изучению природы легко объясняют следующие стро ки: «Нетрудно изучать игру лица актера, на ней лежит печать зубрежки и повтора... Сложней во много раз лицом любой прохо жий, не передать рассказ его подвижной кожи» Поэта интересуют естественные по буждения, неподдельные чувства. А что может быть естественней самой при роды? Природа по Шаламову — катарсис. Со прикасаясь с ней, человек нравственно очищается, учится отличать большое и веч ное от мелкого и суетного. Такова нравственная задача шаламов- •ской поэзии. Что же касается места сти хов В. Шаламова в современном литера турном процессе, то об этом лучше всего опять-таки словами самого поэта: Я вроде тех окаменелостей. Что появляются случайно, Чтобы доставить миру в целости Геологическую тайну. Я сам —подобье хрупких раковин Ет'-чмго высохшего моря. Покрытых вычурными знаками, Как записью о разговоре Хочу шептать любому на ухо Слова давнишнего прибоя. А не хочу закрыться наглухо И пренебречь судьбой любою.. И пусть не будет обнаружена Последующими веками Окаменевшая жемчужина С окаменевшими стихами. КРАСНАЯ ЛИНИЯ О то произведение1 — не роман и и» повесть. В подзаголовке оно назва но «книгой жизни». Его автор — старый большевик, бывший матрос-балтиец, один из тех, кто посвятил свою жизнь револю ции. Бесспорно, даже малая часть этой жизни не могла вместиться в несколько де сятков страниц книги. Но также бесспорно и то, что эти страницы дороги и интересны последующим поколениям. Михаил Осипович Пантюхов рассказы вает о себе просто, ничего не утаивая и ни чего не приукрашивая. Главой «Матрос с «Варяга» начинается книга. В ней расска зано о герое русско-японской войны, сде лавшем попытку передать письмо про езжавшему царю — яркое впечатление дет ства, картина, словно предуготовившая смысл и содержание последующих расска зов. Матроса-инвалида, георгиевского кава лера, сбили с ног и арестовали, чтобы он не дерзал беспокоить «самодержца всерос сийского». «Матроса волоком тащили по дорожке, и его деревянная нога чертила по песку кривую линию. У выхода из скве ра уже дожидалась карета дворцового ве домства, в нее втиснули отбивающегося ге роя войны... Карета умчалась, а мы плака ли навзрыд, повторяя: «Наш дяденька, наш дяденька «Варяг»... Это было время, когда вот-вот должна была разразиться революция 1905 года. Мальчишкой мечтал Пантюхов стать моряком. Едва не запла тил жизнью за право попасть в фельдшер скую морскую школу. Прошли десятиле тия, а он не забыл, как оскорбили одного из участников известного подвига русских моряков... Потом, когда пришел Октябрь, Пантюхов становится командиром Первого республиканского отряда революционных матросов. Тяжелое ранение сделало его ин валидом. Партийная работа стала делом всей его жизни. В книге мы знакомимся с рядовым ком мунистом, прошедшим большой и трудный путь революции, гражданской войны и со циалистического строительства. Автор не стремится дать облик эпохи, широкую обще ственно-политическую картину времени; его задачи скромнее: он рассказывает о неко торых эпизодах из своей-жизни. Каким же он был, Михаил Пантюхов? Вот он, не раз думывая, бросается наперерез осатаневшей толпе бойцов, по подстрекательству бело гвардейских агентов бросившихся бить «жидов и коммунистов». Вот он рассказы 1М. П а н т ю х о в . Красная линия. Из книги жизни. Альманах «Алтай». 1968, № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2