Сибирские огни № 01 - 1969
Этс не только поэтическая программа В. Шаламова, это — его автохарактери стика, написанная как бы специально для то- то, чтобы читатель не ломал голову над тем, что же такое поэзия В. Шаламова и каково ее место в современном литератур ном процессе. Варлам Шаламов — немолодой поэт, он выпустил третью свою книгу, в которой, как и в первых двух, собраны преимущест венно стихи о природе. Впрочем, и стихи не о природе зачастую воспринимаются как продолжение «природных» стихов. Со здается впечатление, что все сущее инте ресует поэта постольку, поскольку природз оставила на нем свой отпечаток. А в том, что на всем лежит отпечаток природы, В. Шаламов не сомневается. Было бы же лание рассмотреть! Сам поэт следы приро ды, ее отпечатки различает без напряже ния. Ему и вглядываться не надо: так уж устроено его поэтическое зрение,'так сфоку сировано его поэтическое видение. В. Ша ламов не декларирует, когда обращается к поэзии: «Ты ведешь мою душу через мо ре и сущу, средь растений, и птиц, и зве рей». Он просто констатирует факт. В стихах В. Шаламова мы чувствуем еще и нечто такое, что делает его стихи оригинальными. Чувствуем, что поэт не просто накоротке с природой. Он относит ся к ней как к одушевленному разумному существу, и в этом нет кокетства или чу дачества. Природа в стихах В. Шаламова вызвана к разумной жизни редким умени ем поэта вдохнуть душу в предмет, при чем душу, точно распознанную, свойствен ную только данному предмету. Из поэтов, близких В. Шаламову, это умел делать Борис Пастернак. И правы были рецензенты первых шаламовских книжек, заметившие, что поэт наследует пастернаковскую традицию. Но В. Шала мов не повторяет Пастернака. Пантеизм Пастернака хотя и дает знать себя в некоторых стихах В. Шаламова, все же не является особенностью его поэзии. Для характеристики этой особенности нам придется употребить слово: антропомор физм. Поэт, декларируя: «Должна уметь одной природе быть послушной пластинки медь», как бы устраняется в некоторых стихах тем самым от привнесения своего «я» в природу, а если и привносит, то де лает это с явной неохотой, предпочитая заставлять самовыражаться саму природу: Осенний воздух чист, Шумна грачей ночевка. Любой летящий лист Тревожен, как листовка С печатного станка Станка самой природы. Падение листка Чуть-чуть не с небосвода. Прохожий без труда Прочтет в одно мгновенье. Запомнит навсегда Такое сообщенье... Правда, стремление к полному само устранению таит в себе ощутимую опас ность некоторой сухости, неэмоционально- сти. Стихи, которые В. Шаламову удалось написать только от «я» природы, отмечены печатью поэтического аскетизма. Особенно неэмоциональны, аскетичны те стихи в кни ге, в которых поэт настаивает на покорно сти природе, как на решающем признаке художника («чтоб всей лесной могучей си ле до гроба был покорен я»), К счастью, таких стихов в книге В. Шаламова не много. Большинство стихотворений, составив ших книгу «Дорога и судьба», пронизано внутренней убежденностью поэта, что «нет природы, равнодушной к людской борьбе». В. Шаламов всматривается в природу, изу чает закономерности ее не для того, чтобы покорно, копиистски воспроизвести ее и ее закономерности. Одушевляя тот или иной предмет, В. Шаламов тотчас же _ вводит его в круг человеческих отношений, соот носит логику и судьбу этого предмета с логикой и судьбой человека. Иными - сло вами— делает природу неравнодушной к людской борьбе. Так, воспевая северную сосну («я откровенней, чем с женой, с лес ной красавицей одной»), поэт не преминет заметить: «Конечно, средь ее ветвей не по являлся соловей, ей пели песни лишь кле сты, поэты вечной мерзлоты, зато любой полярный клест тянулся голосом до звезд», и мы без труда распознаем в этом штрихи личной судьбы человека, конкретное выра жение его жизненного опыта. С одной стороны, в стихах поэта замет но стремление предоставить слово приро де, максимально устраниться самому. С дру гой стороны — далеко не все в самой при роде устраивает В. Шаламова Наделенный от жизни умением различать любую разно видность несправедливости, он не покор ствует природе, когда замечает творимую ею неправедность. Эта диалектика родила на свет лучшие стихи В. Шаламова. Она же сообщила его антропоморфизму своеобразный и неповто римый характер... Суть этого своеобразия заключается в том, что в стихах В. Шаламова как бы при сутствуют две души — поэта и описывае мого им предмета. Событие, в котором участвует тот или иной предмет, предстает перед нами, как бы изложенное с двух то чек зрения (не обязательно разных или тем более противоположных, напротив — чаше всего в основном совпадающих и дополня ющих друг друга в частностях). Отпечаток этого своеобразия лежит на многих стихах, вошедших в книгу, в том числе и на «Стла нике» — одном из лучших шаламовских стихотворений, которые из-за экономии ме ста привожу в извлечениях: Ведь снег-то не выпал. И странно Волнуя людские умы, К земле пригибается стланик, Почувствовав запах зимы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2