Сибирские огни № 01 - 1969
определяет развитие событий, движение сю жета, а частные сцены и описания уточня ют и углубляют характеристику персона жей, отдельные эпизоды. В очерке «Пятьсот пятый идет в Куюм- бу» автор рассказывает о рейсе каравана судов по Подкаменной Тунгуске, предше ствовавшем началу навигации в низовья Енисея, когда в далекие таежные районы, на прииски, в эвенкийские фактории были доставлены за считанные дни десятки ты сяч тонн грузов. Задача, по замечанию очеркиста, предстояла не из легких. Первые главы очерка — своеобразная экспозиция общего плана повествования — знакомят нас с краткой историей развития судоходства по притокам Енисея, началом самого рейса и с экипажем рефрижератора номер 505, совершающим испытательное плавание. Однако уже здесь картины об щего плана перемежаются и дополняются эпизодами и сценами локальными, в кото рых дается характеристика самого кораб ля, отдельных членов экипажа. Рисуя захватывающие моменты борьбы речников со стихией, особенно при прохож дении кораблей через речные пороги, пока зывая персонажей в деле, автор как-то не- заметно^ постепенно подводит читателя к основной теме очерка, проходящей через всю книгу— теме героических будней на ших современников, их трудового под вига. У А. Гиленко восторженное отношение к людям, богатству человеческих харак теров. Он как бы просвечивает своих героев светом своей любви, и они предстают перед нами прекрасными, отзывчивыми, духовно богатыми. Всем содержанием книги очер кист напоминает, что его герои лишь тогда живут полнокровной жизнью, когда раскры вается в них духовное начало. А интенсив ность духовной жизни определяется, по его мнению, степенью слитности человека с об ществом, характером его жизненных идеа лов и стремлений. Прекрасен начальник проводки судов по Подкаменной Тунгуске капитан-наставник Лабадзе, в неизменной шапке, шлепанцах на микропорке, в расстегнутом кителе, си дящий по-домашнему возле передатчика, прихлебывающий чай и обстоятельно рас сказывающий диспетчеру, как прошел день!.. А чем измерить мужество и самоотвер женность жителей Норильска, монтажни ков, тянущих нефтепровод по трассе Омск — Новосибирск, или наблюдателя во домерного поста на Телецком озере Смир нова (очерк «Человек — сильнее!»)? Смир нов вырастил на каменистом берегу угрю мого безлюдного Кыгинского залива див ный сад, в котором рядом с тайгой и не- тающими снегами Горного Алтая под осле пительно ярким солнцем «гнутся от тяже сти плодов ветви яблонь», за ними — «гро зди вишен, сизые дымчатые сливы, нежные абрикосы с капельками росы на мохнатой кожице»!.. Очерк смелее других жанров опирается на публицистику, язык цифр, статистики и фактов, но это не значит, что он ^ишен художественности, что ему непосильно изо бражение человеческих характеров, про никновение в психологию героев. В книге А. Гиленко органически соче таются публицистические проблемы, стати стические ^данные, исторические документы с галереей человеческих судеб и характе ров. При этом публицистические отступле ния, экономические расчеты и исторические справки не заслоняют человека и его дела. В очерке о Норильске автор пишет: «Но рильск покорил меня не барабанной дробью победных рапортов, рассыпанных в иных газетных сообщениях, не умилившей неко торых паломников экзотичностью «малень кого Ленинграда», не действительно оше ломляющими перспективами жемчужины Заполярья — Талнаха. Самое сильное впе-: чатление оставили спокойно и уверенно одолевающие немалые трудности (дейст вительные и нагнетаемые извне) люди Но рильска и Талнаха». Книгу А. Гиленко населяют десятки ге роев. Разные люди, неповторимые судьбы... Но большинство персонажей обрисовано все же бегло, эскизно, с внешней, произ водственной стороны. Более обстоятельно- разработаны характеры в очерке «Дове рие». Выведенные в очерке образы предсе дателя колхоза Федосеева и секретаря рай кома партии Столярова — подлинная уда ча очеркиста. Это люди социально актив ные, мыслящие, они продолжают галерею сельских коммунистов, нарисованных в про изведениях В. Овечкина, Е. Дороша, Л. Иванова. Г е н н а д и й К р а с у х и н ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 1_1овая книга Варлама Шаламова «До- 1 “ рога и судьба»1 открывается стихо- творением, программным для творчества поэта: Я вовсе не бежал в природу’, Наоборот — Я звезды вызвал с небосвода. Привел в народ. И в рамках театральных правил И для людей В игре участвовать заставил Лес-лицедей. Любая веточка послушна Такой судьбе. И нет природы, равнодушней К людской борьбе. ’ В а р л а м Ша л а м о в . Дорога и судьба. Книга стихов, М., «Сов. писатель». 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2