Сибирские огни № 01 - 1969
как к неизбежной, теперь уж, очевидно, длительной и тяжелой работе». Таким вот и прошел всю войну Алек сандр Крупнов — русский человек суровой, но прекрасной судьбы, труженик и воин новой России, из тех, кто ковал нашу побе ду над врагом, приглушив на время мысли о причинах неожиданных невзгод 1941—1942 годов, но не забыв о них... Народ в изображении автора «Исто ков» — не только масса рядовых людей, это сложная, но стройная организация общества нового, революционного, социалистического типа, куда входят и которую представляют в романе и сталевары Денис и Александр Крупновы, и дипломат Матвей Крупнов, и директор завода Савва Крупнов, и партий ный деятель Юрий Крупнов, и полковник в отставке Агафон Холодов, и его сын майор Валентин Холодов, и генералы Валдаев и Чоборпов, и мать семейства Любаза Круп нова, и множество живо запечатленных эпизодических лиц романа. Это очень мощ ная организация, силу которой недоучел бесноватый фюрер. ...В одной из последних глав романа рас сказывает писатель, как Александр Круп нов вскоре после возвращения с войны, за став на месте родного дома лишь пепели ще, восстанавливает все почти в прежнем виде. «На тачке свезли золу к Волге, вы равняли фундамент. Юрий привез несколько машин битого кирпича. Нашлись товари щи — солдаты, помогли. И вырос до« со светелкой, каменная стена, в пояс высотой, вокруг усадьбы». Какая замечательная концовка! Срубили змею-горынычу все его двенадцать го лов и — стали жить-поживать, добра нажи вать... Да и для заве(Тшения сюжетной линии, полюсами которой являются в романе Круп новы и Хейтели, тоже хорошая, и, с точки зрения всеобщей истории, безупречная кон цовка: враг сокрушен в его собственном логове, восторжествовала историческая справедливость. Но Г. Коновалов не завершил роман приведенным абзацем. Да и не мог завер шить, ибо не мог оставить без ответа вопро сы и сомнения, высказанные Крупновыми, Чоборповым, Валдаевым. Вот почему ока залась неприемлемой для концовки романа эта картина чисто мажорного звучания. Небосвод над Крупновыми, хоть они и от дали все, что могли отдать, делу нашей по беды над врагом, еще полностью не очистил ся,— заслуженная радость победы оказа лась омраченной. Конечно, с высоты сегодняшнего дня не трудно судить о причинах невзгод недавно минувших лет. Г. Коновалов не поддался соблазну легкости и ясности решения самой историей решенных проблем. Он подошел к ним с позиций художника и увидел не только известную нам историческую перспек тиву, но и всю тяжесть, всю глубину стра даний людей, завоевавших право на луч шую долю. Об этих страданиях нельзя ни когда забывать. Не только во имя нашего настоящего, но еще больше — во имя буду щего. Л. Б а л а н д и н ЕЩЕ О ВОЙНЕ... О бе повести П. Карякина — «Проща ние славянки» и «Локотков»' — о со бытиях войны. Читаю, перечитываю книгу и хочу понять — во имя чего написана исто рия бесхитростного паренька Зарубина, что значит для сегодняшнего читателя «слу чайный» подвиг минометчика Локоткова? «...Усатый зажег последнюю спичку, поднес к самому лицу раненого, повернул ся к сержанту, проговорил, будто обрадо вался: — Вот оно куда хлестануло! Спичка догорала, освещая прокуренные пальцы светившего с толстыми грязными ногтями и маленькую дырку под глазом гвардейца, оплывшую кровью... Под затылком на шее пальцы попали в. мягкое липкое углубление, он вытер их о штаны, завязал бинт. — Может, выживет, рана сквозная...» В этом описании — весь стиль П. Ка рякина, неторопливый, обстоятельный. Ав тор не упускает и малейшей детали— от толстых грязных ногтей полкового сапож ника до мягкого липкого ощущения от прикосновения к ране. Обратите внимание, насколько скрупулезно выписано с по мощью серии глаголов действие: «зажег», «поднес», «повернулся», «проговорил». П. Карякин рисует зримые до иллюзии и простые, как повседневность, картины бо ев, солдатского быта. Все описания наро чито снижены, мысли героев постоянно прикованы к самому обыденному, житей скому (пообедать, найти получше укрытие, согреться, в атаке добежать до окопов противника, выползти из зоны минометно го огня и т. п.). Перед атакой пулеметчика тошнит, и «его острый кадык прыгает по тонкой цып лячьей шее». В бою пулеметчик погиб — так и застыл возле своего пулемета в ис- пачканной рвотой шинели. Раненный перед тем, как упасть, «стоит на коленях, качается, будто поклоны бьет», из горла у него фонтанчиком, «тоненькой цевкой» бьет кровь. Вот так просто, сурово и очень зрим0' рассказывает П. Карякин о войне. Не менее ' П е т р К а р я к и н . Прощание славянки. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1967,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2