Сибирские огни № 01 - 1969
порядок слов), поставить его на рифму, повторить дважды и т. д. И среди них есть способ, на первый взгляд очень простой, но доступный не каждому мастеру: главное, центральное слове) в строке обронить как бы невзначай. В этой совершенной его якобы необдуманности, непреднамеренности — осо бое изящество и блеск. Знаменитый брюсовский «Сонет к фор ме», говорящий о «тонких, властительных связях меж контуром и запахом цветка», сонет, сложенный из точеных кирпичиков- строк, заканчивается так: И пусть мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты Слово «спокойной» здесь ничем не вы деляется. Оно всего лишь определяет слово «красоты», которое, в свою очередь, связа но со словом «буквами» и — через него — с главным членом предложения («упьется»). Как видим, связь его с основным синтакои^ ческим костяком (друг упьется) весьма от даленная. В поэтическом же смысле слово «спо койной» здесь — главное. Именно спокой ствием веет от вечной (долговечной?) кра соты произведений искусства (а поэт пре тендует _именно на такую судьбу своих творений). И свою уверенность он не под черкивает — это было бы слишком! — а высказывает как бы мимоходом. И слово «спокойной» выглядит здесь не редкой, сча стливой находкой поэта, а стилистическим достоинством, присущим ему всегда. Приемы Ни один поэтический прием не встре чается в чистом виде. А точнее, в создании стихотворения участвует бесчисленное мно жество приемов, которые поддерживают друг друга и в то же время друг друга на рушают. А еще точнее — чем яснее, чем прозрачнее просматриваются движущие пружины стихотворения, тем оно менее жиз ненно и поэтично. (Продолжение Длинные строки В памяти звучит странная, экзотически длинная строка: Наше наша счастье —прежде было, наша страсть — воспоминанье, жизнь —не в первый раз. Строка явственно распадается на три части. Вслушайтесь — все три части сино- ним-ичны, они разными словами варьируют одну и ту же мысль (прежде было — вос поминанье— не в первый раз). Вслед за первой строкой всплывает вто рая: И» за временной могилой, неугасшие желанья с прежней силой дышат в нас. Опять трижды утверждается одно (вре менной — неугасшие — с прежней силой). И заключительная, третья строка: Как близ Нила, в час свиданья, в роковой и краткий час. И здесь — три однородные, уточняющие друг друга части. Неожиданно »замечаете, что все три строки — об одном. Таким образом, сама троекрагность — троекратна! Этот прием бесконечного повторения как нельзя более удачно подчеркивает основ ную мысль стихотворения — о бесконечно сти повторения в веках человеческой души. И что весьма важно — в этом трижды триедином отрывке, прочно прошитом риф мами, рифмы почти не видны. Чтобы не обычайно длинные строки не рассыпались, их нужно было скрепить внутренними со звучиями. Если бы В. Брюсов пошел по этому пути, то, чтобы связать между собой не только части одной строки, но и сами строки, он вынужден был бы повторить созвучия девять раз. Это выглядело бы по меньшей мере нарочито. Поэт с блеском вышел из трудного положения, связав од ной рифмой концы строк (раз — час — нас), другой — середины их (воспомина нье — желанья — свиданья) и третьей — начала (было — могилой — Нила). следует)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2