Сибирские огни № 01 - 1969
факт. Какое барское превосходство перед этой уборщицей сквозит между строк! Когда Маяковский в 20-е годы востор женно писал о вселении литейщика Ивана Козырева в новую квартиру, вое было по нятно. Но на 43-м году народной власти (стихотворение опубликовано в «Дне поэ зии», 1960) с умилением писать по поводу того, что уборщица покупает виноград, должно быть просто стыдно. Формализм Все признают, что формализм — злейший враг искусства. Жаль только, что понимает ся он часто односторонне. А именно — как чрезмерное (в ущерб содержанию) увле чение поисками новых форм. На самом же деле эта болезнь гораздо шире. Формализм — это вообще чрезмерное увлечение формой, независимо от того, но вая это форма или старая. Новая, изыскан ная форма при бедном содержании бро сается всем в глаза, и формализм в этом случае выдает себя с головой. Сложнее распознать формализм там, где все как будто благополучно. Вот четверостишие, приведенное в статье Б. Сарноаа «А если бы и не было?» («День поэзии», 1962): Свободный край свободного народа. Он с каждым днем все крепнет и растет. Пусть царствуют здесь дружба и свобода. Пусть вера в мир в сердцах людских живет... Есть в этих строчках соблюденный ритм, есть рифмы — но это формальная сторона. Есть тут такие признаки гражданской поэ зии, как понятия «свобода», «народ», но и это — тоже формальные признаки, самой-то гражданской поэзии никакой нет. Есть тут даже слова, с которыми обычно связывается душевность и теплота («сердце», «вера»), но ведь й это — только слова. В данном слу чае они не наполнены никаким чувством. На поверку получается — налицо ряд фор мальных приемов, но «и грана поэтического содержания (подчеркиваю-— поэтического!). Это ли не формализм чистейшей воды? «Меня пугают формализмом»,— сетовал на критиков А. Вознесенский. Критики дей ств,ительно часто напоминали поэту об этом пороке, и не без основания. Но формализм Вознесенского бледнеет рядом с беззастен чиво формальными опусами авторов, пишу щих «простыми, доходчивыми» словами «дежурные оды». Их произведения похожи друг на друга, как бывают похожи все хо лодные упражнения на заданную тему. И, что всего удивительней, создаются они под флагом борьбы с формализмом. Трудное — легко Как ни странно, настоящей простоте, чтобы ярче проявиться, необходима слож ная форма. Простота как бы видит в ней своего достойного противника. И только тогда торжество ее полное, когда она с этим противником блистательно справляется. Всем известно, что слишком сложные синтаксиче ские обороты затрудняют не только полет стиха, но и само понимание смысла. Но это справедливо лишь для подмастерьев. У ма стера — все наоборот. Вот вам довольно громоздкая, на двенадцать строк, с сочине нием и подчинением, с однородными члена ми м вводными словами (и даже предло жениями) конструкция: К несчастью, героиня наша.., (Ах1 Я забыл ей имя дать. .Муж просто звал ее: Наташа, Но мы —мы будем называть: Наталья Павловна), к несчастью, Наталья Павловна совсем Своей хозяйственною частью Не занималася: затем, Что не в отеческом законе Она воспитана была. А в благородном пансионе у эмигрантки Фальбала. Вся фраза произнесена единым дыхани ем. Без теня малейшего усилия. Вверх Вот двенадцатистрочное стихотворение Д. Самойлова: И так бывает —в день дождливый, Когда все серо и темно, Просветом синевы счастливой Средь туч откроется окно. И мгла расходится кругами От восходящих сквозняков, Над низовыми облаками — Паренье верхних облаков. И вот уже через мгновенье Сомкнулся дождевой навес. И скрылось легкое строенье Тысячеярусных небес. Сначала (в первой строфе) небо выгля дит «просветом синевы счастливой средь туч». Рисуется как бы в одной плоскости. Вторая строфа придает небу объемность, глубину: Над низовыми облаками — Паренье верхних облаков. И в третьей строфе эта глубина резко возрастает. Небо предстает во всей своей необъятности: И скрылось легкое строенье Тысячеярусных небес. Поэтическая мысль стихотворения (от первой строки до последней) все время ле тит вверх. Перенос Каждая деталь стихотворной техники, каждая ее мелочь могут быть поставлены на службу поэзии. Только для плохих поэ тов сложная стихотворная техника является препятствием. Для хороших она — первый помощник. Казалось бы, что можно было выжать из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2