Сибирские огни № 01 - 1969
Василий КАЗАНЦЕВ Полет строки Записки читателя стихов , Это — не исследование филолога. Это ряд отдельных наблюдений над техникой стихосложения. Но автор не ограничивается только лишь чисто технической стороной стиха. Раз говор, естественно, переходит (да иначе и быть не может) на другие, более общие те мы: форма и содержание в поэзии, психология творчества и психология восприятия стихов, композиция лирического стихотворения и т. д. На материале классической и современной поэзии автор прослеживает роль тех, на первый взгляд, незначительных художественных мелочей, тех «чуть-чуть», которые. по выражению Л. Толстого, в искусстве инои Одна строка Шел мимо книжного лотка. Остановил ся, полистал книги. Раскрыл один стихо творный сборник, и от первой строки, кото рая попалась на глаза, пахнуло тонкой, редкой поэзией. Не стал больше просмат ривать книжку, расплатился с лотошницей и пошел. Улица отвлекала. Мысли, как это всегда бывает в дороге, перескакивали с одного предмета на другой. С кем-то разговари вал, куда-то заходил. А в глубине души светилась радость. Как будто меня ожида ло что-то хорошее, а что именно — я и сам забыл. Вечером я прочел всю книжку и— увы! — не нашел в ней ничего интересного. Кроме той, одной строчки. С чувством до сады еще раз убедился, как трудно бывает по части судить о целом. На другой день утром я^ вышел в город, и в памяти всплыла вчерашняя строчка. Я бессознательно повторял ее про себя, и она мне нравилась. Ко мне вернулось то чувство, с каким я впервые познакомился с нею. И как будто не бывало вчерашнего разочарования. Загадка Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Эти блоковские строки исполнены боль шой силы. Но, как говорил И. Эренбург, самым поражающим в них является то, что раз решают все. непонятно, откуда исходит эта сила. Ведь в них все просто. Кажется, даже прими тивно (рифмы-то какие: оглянулась — за вернулась, снизошла — ушла!). Вот такой загадкой является почти вся лирика Пушкина. Только в очень редких его стихотворениях можно угадать тот' или иной поэтический прием. Например, извест ное стихотворение «Я вас любил...» «дер жится» в основном на неожиданности са мой последней строки («Как дай вам бог любимой быть другим»). Пушкин как бы стыдился показывать свое мастерство. Мы любуемся мягкими, золотистыми во лосами девушки. Но красота этих волос во многом бы потеряла, если бы одновремен но с созерцанием их мы обоняли разящий запах мыла, которым они вымыты. Известно: чем определеннее, неповтори мее лицо поэта, тем легче его пародировать. Можно пародировать Фета, Тютчева. А как пародировать Пушкина? За что за цепиться? Он сумел так глубоко схоронить тайны своего искусства, что создается впе чатление, будто никаких тайн вовсе и нет, и что его поэзия создана не творческим разумом какого-то человека, а существова ла вечно. Как небо, как звезды. „Гроза“ У многих читателей органическая непри язнь к длинным строчкам. На первый взгляд, длинной строкой пи сать легче. Меньше, например, на то же количество слов требуется рифм. А верси-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2