Сибирские огни № 01 - 1969
там земляничным дышит ароматом» (Н. Вяткин). Поэты благословляют судьбу, что их детство, их родовые корни связаны с бревенчатой избой, с деревенским трудом, с простым и немудреным бытом: «От отцов ского порога, от бревенчатой избы пролег ла моя дорога — честный путь моей судь бы» (В. Балачан); «Хорошо, когда на свете есть места, в которых ты, не желея, на рас свете мял красивые цветы. ...Жил в проку ренной избушке да в солярке руки мыл и девчушке-хохотупке был, чумазый, люб и мил». (В. Крещик); «Добрый день вам, па шни и леса, и дороги, где в войну и позже за коровой возле колеса я носил растрепан ные вожжи» (В. Стародубцев). Для поэтов' деревня — не просто воспоминания детства, не просто красоты природы; это источник мудрости, нравственной силы; внутренняя необходимость для них — набраться душев ной свежести «у воды неторопливо мудрой» (Т. Белозеров), у земли — «земля щедра. Земля добра и женственна» (С. Заплав- ный). «Хочу опять испить твоей росы я, избыть всю горечь, душу не тая, кедровый край, суровый край России, судьба моя, кровиночка моя»,— пишет Е. Стюарт. А Галина Шпак завершает свое стихотворе ние очень характерным афоризмом: «К тебе пришла я, как в столицу души и света на земле». Когда-то В. Маяковский воспевал пере селение литейщика Ивана Козырева в но вую квартиру; сегодня обитатели' городских квартир с ванной, горячей водой и телефо ном поют бревенчатую избу. Когда-то даже «деревенский» поэт С. Есенин хотел «сталь ною видеть родную Русь»; сегодня строи тели сложнейших станков и покорители квантовых формул восклицают вслед за B. Пальчиковым: «Топор, коса или моты г а— какие дельные слова!» Что же это — «нео'народничество», «нео толстовство», призыв уйти вспять, отка заться от городской культуры, от достиже ний науки, «возвратиться в дураки», как выразился один из горьковских героев? Нет, конечно; тем не менее, перед нами не маловажный факт нашей современной ли тературной жизни, одно из проявлений той «деревенской» лирической струи, которая резко усилилась за последние годы в прозе и поэзии и уже обратила на себя внимание критики. Разумеется, не к деревенскому бескультурью зовут поэты, не к отказу от городских благ; кстати, среди стихов сбор ника немало горьких воспоминаний о суро вом деревенском быте не столь давней по ры. Нет, конечно, поэты думают не о прошлом, а о настоящем; гимн селу связан с какими-то современными лирико-нравст венными проблемами обитателей сегодняш него города. Где-то сродни этим проблемам тревога, выраженная в стихотворении C. Федотова: Дымку легкую вдоль реки Грузный дым равнодушие сменит» Улетят навсегда кулики, Как ушли навсегда таймени. Кто же может мне пособить? Ах, тайга, понимаешь, людям О красотах легко забыть В перспективных проблемах буден. Техника разрушает природу; конечно, для поэзии эта угроза — не престо угроза эстетическим или материальным ценностям, она имеет прежде всего нравственный ха рактер. В. Пальчиков тревожится, что бур ный рост техники, увеличивая скорость, от рывает человека от земли, от природных, естественных ценностей: На циферблате смешаны деленья — Летит и свищет время, как волчок. Невнятны, неразборчивы деревья И облака, плывущие у щек. Утрачен мир. окрестный и подножный. Слой пустоты, хотя бы в два вершка, Летит между землею и подошвой Начищенного утром башмака. Но ведь это — отрыв от простоты также и нравственной; когда все ясно, все на виду, когда так легко отделить хорошее от пло хого в людях и их поступках. Именно та кого рода ясность притягивает сегодня к деревенской жизни; поэтам кажется, что там «доступней живое, начала где все и концы» (П. Моряков). За последние деся тилетия все глубже утверждается мысль, что на одном материальном благополучии человеческого счастья не построишь, что для него необходима твердая нравственная основа, чтр построение этой основы в лю дях — не менее важное звено строительст ва коммунистического общества, чем возд вижение его материально-техш ческой базы. Случайно ли, что люди потянулись душой и сердцем к тем пластам народной жизни, где простые нравственные нормы действу ют особенно наглядно? Здесь ведь не вся деревенская жизнь идеализируется, но лишь некоторые ее нравственные моменты, свя занные с постоянным живым, естественным общением людей друг с другом а с приро дой. Это, конечно, не анализ современного и вчерашнего состояния деревни, это не анализ вообще, это часть лирического, нравственного самоутверждения современ ного городского человека. Мы слишком ча сто рассматриваем литературу как «изобра жение», «отображение», сравнивая ее с «натурой» и требуя объективности; но ведь она также — выражение, которое не может не быть пристрастным и субъективным — как раз для того, чтобы верно, «объектив но» выразить внутренний мир «субъекта». В лирической поэзии это особенно заметно. Как видим, деревенская тема в «Дне поэ зии» отчетливо вписывается в тот же круг лирического утверждения человеческого права на подлинное счастье, любовь и теп ло; эта линия — главная в сборнике. Конеч но, и здесь не все одинаково удачно, попа даются и такце стихи, интимность которых не несет сколько-нибудь значительного со держания, принимая узко биографический, «комнатный» характер; этим все еще гре шат, в частности, некоторые поэтессы.. Новый «День поэзии» действительно ут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2