Сибирские огни № 01 - 1969
ва нее выкинешь»; автор смотрит на прош лое с высоты исторического опыта совре менника, с высоты сегодняшних общест венных задач. В «Дне поэзии» представлен своеобраз ный жанр лирической исповеди-воспомина ния: поэт выбирает из своей памяти самое жгучее, самое тяжелое, еще и теперь обжи гающее душу болью. Так не может забыть Валентин Демин семь детдомовских лам повых стекол, украденных когда-то в детст ве у товарищей, чтобы «нажраться до рыга, купить сигарет»; так болит сердце у Алек сандра Кухно при воспоминании о первой своей любви («ты — бродяжка и я — хули ган») с ее горькой радостью («отзвеневшие слезы сквозь смех»), скитаниями по чужим углам и ребенком, рожденным под чужой кровлей... Нет, это не «обнажимся и заго лимся», не щегольство рубцами старых ду шевных ран; это лишь «горькая правда во енного дня» Как много вынесли наши лю ди! Как много нужно тепла, доброты и счастья, чтобы ослабить эту саднящую боль воспоминаний! Поэзия сегодня стремится согреть актив ной добротой жизнь наших людей; в этом видит она одну из главных своих общест венных задач. «День поэзии» наполнен при зывами этого рода. «Нам никакого б счастья не хватало, когда б мы не могли его дарить» (В. Бойков); «Но — нестерпи мей лютой жажды — боль за других. Она в тебе» (В. Макаров); «Сегодня я как пере датчик такого доброго тепла, что и земле зеленой хватит, и небу всему, и даже той, что с краю, хате, уже не нужной никому» <И. Кузнецов;. В книге немало поэзии «са- моупрека». внутренней боли за недостачу тепла и доброты к родному человеку (на пример, «Матери» В. Казанцева или «Вот так стареют мамы наши» В. Малышева). Но гораздо плодотворнее в поэзии положитель ное начало, когда красота и радость жиз ни действительно передается в стихе, как .например в этом ярком и свежем, несмот ря на традиционность темы и формы, сти хотворении Вадима Иванова: По небу пробежал» трещина, И гром ударил с высоты. Дождем обрызганная женщина Несет весенние цветы. Над нею тучи грозным ярусом. И ливень на ее пути. Как два ветролюбивых паруса. Трепещет блузка на груди. Кто ждет ее? К кому стремительн Вбежит, счастливая, она? Любовь, как чудо, удизительна, Загадочна, как глубина. ...Пройдет, обдасг весенней свежестью, Заронит в сердце странный свет, И ты, чужой задетый нежностью. Смотреть ей долго будешь вслед. В сборнике шмало такой поэтической живописи, согретой внутренним теплом и любовью к человеку; можно назвать еще скульптурный «Полдень» В. Карпунина, за думчиво нежное «В первый раз — в послед ний раз» Владимира Макарова... В «Дни поэзии» обращает на себя вни мание ряд стихотворений, которые драма тически подчеркивают быстротечность, не обратимость человеческой жизни. А. Плит- ченко с гневом отвергает стандартные уте шения, что, мол, и после смерти жизнь бу дет продолжаться: «Не надо, мои дорогие, вранья — мой дом и трава на могиле не я». Человек встречает трагедию смерти, не ук лоняясь, прямо глядя ей в лицо; Н. Перева лов с замиранием сердца вглядывается в ужас и одиночество «нераскрывшегося па рашюта», когда человеку «лишь право страшное дано: всё испытав, ни с кем не поделиться». И Н. Грехова скорбно и за думчиво поет свою «Песню бабьего лета»: Не напугайте тишину. Пока деревья спят, еще немного поживу, а завтра—листопад. Не знаю я. поймешь ли ты и кто когда поймет, куда уносятся листы н долог ли полет. Жизнь человека не вернется, не повто рится; эта мысль — не жалоба, не бессиль ная злоба индивидуалиста, но лишь трезвая правда; нельзя откладывать счастье до бу дущих поколений; в жизнь каждого необ ходимо вложить полноту и необъятность счастья, любви и добра. Вот что, однако, странно. Альманах, как уже говорилось выше, составлен из произве дений поэтов, живущих в Новосибирске, Омске и Томске. Это — три крупных про мышленных, научных, культурных центра, где кипит разнообразная, сложная, умная работа для обогащения жизни человека, для создания материальных основ челове ческого счастья. Почему же муза поэтов- горожан туманится и мрачнеет почти всег да, когда она касается городской темы? По чему станок у В. Громова полон угрозу «немые рычаги», «он в тыщу раз, стальной и дикий, сильней, сложней ученика»; «его крутой, коварный норов»... Почему для С. Федотова «квантовые формулы — зага дочный холодный океан», в котором «мно гое — как мистика»? Почему Александр Ро манов чувствует себя затерянным среди стука трамваев и каменных домов: «Свето форы, словно совы, примостились на виду- Где ж мой аленький цветочек в этом ка менном лесу?» Почему мотоцикл у Г. Кар пунина нужен лишь в связи с «пригородным лесом» и «свежим воздухом», а П. Моряков использует микрофон лишь для того, чтобы «влюбленно» ловить им «рулады щеглов я скворцов»? Общее настроение поэтического альма наха трех городов можно назвать скорее «антиурбанистическим». Зато как теплеют, как меняются поэтические гол'оса, когда речь идет о деревне! «Мир светаюший, зеленый, росный, радостный, живой» (А. Плитченко); «Утро веником лучистым круто выпарит ро су. Над зеленым остролистом'занесу свою косу» (В. Каплун); «Утро небывалой красо ты, росное, с рассветными глазами» (В. Ста родубцев); «И сама вода в ковшах по ха
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2