Сибирские огни № 01 - 1969

В повести «Смерть меня подождет» рас­ сказывается о встрече геодезистов с моло­ дой пастушкой Хутамой из оленеводческого колхоза «Ударник», едущей на оленях через труднопроходимые тайгу и горы в стойби­ ще Альгому со своими двумя крошечными близнецами. «Близнецы давно проснулись и теперь блаженствуют на оленьей шкуре у огня. Они в крошечных трикотажных носочках и в белых фланелевых распашонках фабрич­ ного пошива. Мать одела их с явным же­ ланием подивить нас, чего и добилась, за­ ставив меня смутиться. Ведь еще вчера я считал дикарями этих крохотных, голых, завернутых в кабарожью шкуру и связан­ ных ремнями малышей, а сегодня, пожа­ луй, это щеголи, все на них европейское, и они, негодники, кажется, с достоинством и гордостью посмеиваются надо мной своими беззубыми ртами». В романе «Злой дух Ямбуя» происходит спор о будущем эвенков. С одной стороны, Лангара, представительница того старинно­ го племени мужественных женщин, которы­ ми славился род эвенков с древних времен, с другой,— не только спорящий с ней, но и в чем-то разделяющий ее точку зрения ав­ тор. Лангара понимает, что дала эвенкам со­ ветская власть. Но она не может прими­ риться с тем, что молодежь начинает ухо­ дить из тайги, что, уходя из тайги, эвенки перестают быть «главным украшением той земли, где их поселила судьба». Страстная личная острота спора в том, что у самой Лангары, хранительницы древних эвенкий­ ских традиций, ушел из тайги младший сын. Он учился в техникуме «плавать на боль­ шой лодке» и остался работать где-то там на реке. «...Согласись, Лангара,— говорит автор,— новое время требует своего. Детям надо учиться не только в интернатах, но и в институтах, чтобы делать жизнь лучше. Ты сейчас не станешь добывать огонь, как твой дед, у тебя есть спички. Ты давно не охо­ тишься с самострелом. А радио в чуме?! Такое твоей бабке и не снилось. А твои вну­ ки, может, и молнией повелевать будут и станут ездить на нартах-самокатах. Чего Доброго, и на Луну полетят! — Ты правду говоришь. Может, и эвен­ ки полетят на Луну, да не там их родина. Кому бросишь тайгу, оленя, зверя? Амакану (медведю) отдашь?.. Пусть эвенков хорошо Учат, как лючи (русских), однако... им на­ до постоянно говорить, как следить соболя, Делать ловушки, бороться с пургой, голо­ дом. Детям будет хорошо от этого, и тогда пускай ходят на Луну, да все равно в тай­ гу вернутся жить... — Никто не может заставить человека Жить в тайге, Лангара. Такого закона нет... Человеку нельзя запрещать решать свою судьбу. Он не пленник. — Ты дурной, что ли?! Зачем запре­ щать, если он будет знать, как жить в ле­ су, разве такой уйдет. А жить по-новому, как ты говорил, можно и тут... Ты хоро­ шенько подумай, если бы все, кто много учился, отдавали свой ум родной тайге, так много было бы добра у народа и не пусто­ вала тайга...». В новой повести «Последний костер», ставшей своеобразным реквиемом и Улу- киткана и самого автора, Г. Федосеев с не­ обычайной глубиной и силой также раскрыл главную, гуманистическую идею своих книг... Григория Анисимовича не стало. Он умер, не дожив несколько месяцев до своего семидесятилетия. Умер внезапно, как гово­ рят в народе, в одночасье — здоровый, крепкий, в кипении жизни, полный замыс­ лов и сил человек. Он никогда не болел, всю жизнь начи­ нал день с пяти часов утра, много работал физически, а когда садился писать, не вставал из-за письменного стола по десять-шестна­ дцать часов. Иногда покалывало сердце, но Г. Федосеев не обращал на это внимания. И, оставив экспедиции, каждый год, осенью, он обязательно уезжал с геодези­ стами на Север— в душе он оставался всегда сибиряком. В прошлом году был в Заполярье на кромке Ледовитого океана. Собирался на Саяны. За день до смерти Григорий Анисимович «обговаривал» с дру­ зьями маршрут. Он много писал: заканчивал книгу об. Улукиткане, задумал новую повесть о жиз­ ни эвенков, может быть, и документаль­ ную, как у Ф. Моуэта,— в последнее время: он пристально читал книги этото писателя.. Задумал повесть «Старик и море» — о ста­ ром рыбаке с Азовского моря. Так же,, как и книга об Улукиткане, это была бы книга о жизни и смерти. Григорий Аниси­ мович хотел написать еще одну книгу об ушедших друзьях-геодезистах, погибших при исполнении служебного долга. Он много выступал перед молодежью: По поручению Министерства геодезии и кар­ тографии СССР принимал самое деятельное участие в подготовке 50-летнего юбилея со­ ветской геодезической и картографической службы. Один из самых старых советских геодезистов, он знал почти всех и хотел, чтобы не забыли никого, в первую очередь погибших, тех, чьи имена еще не были от­ мечены на карте. Он был председателем отделения Союза' советских писателей в Краснодарском крае. На тумбочке, у кушетки так и осталась раскрытой рукопись молодого прозаика... Несколько лет подряд он был депутатом краевого Совета депутатов трудящихся г. Краснодара... Когда уходит добрый, мужественный, сделавший много добра людям человек, в жизни знавших его образуется' ничем не восполнимая пустота. Но он умер, как жил„. как хотел, в пути.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2