Сибирские огни № 01 - 1969
ощущает ответственность, сохранить части цу так необходимых ему в будущем сил. А ведь он сам на грани отчаяния из-за вне запно обрушившейся на него слепоты. Р аз ве это не подвиг? Подвиг подготовляется каждым днем жизни человека. Это жизненное кредо Г. Федосеева, его завещание молодым. Вот почему таким постоянным рефреном через его книги проходит фраза Улукиткана: «Мать дает жизнь, годы — мудрость». Есть еще одна проблема, без которой нельзя составить полного представления о творчестве писателя. Это судьба малых на родов Севера, жизнь эвенков — народа, из давна населяющего Охотскую тайгу. Рас сказом об Улукиткане — проводнике-эвенке, спасшем ему жизнь, Г. Федосеев начал свой творческий путь писателя. Эвенк-проводник не только один из главных героев книги Г. Федосеева, но и один из замечательных, типических образов советской литературы, в котором Г. Федо сеев раскрывает нам историю одного из ма лых кочевых народов Севера, обреченных при царизме на вымирание, а за годы со ветской власти совершивших удивительный путь от первобытного строя до социализма. Не так давно в Советский Союз приез жал известный американский писатель Фар ли Моуэт. Он знакомился с жизнью малых народов Советского Севера. Фарли Моу эт — автор романа «Люди оленьего края». Романа о том, как вымерло целое пле мя американских эскимосов-ихалмютов. Бе лые люди, пришедшие в тундру Барренс за песцом, склонили эскимосов оставить охоту на оленя-карибу,— занятие, дававшее им возможность существовать в том ледя ном краю,— и заняться охотой на песца. А когда песцовый бум спал, и модницы перестали интересоваться мехом песца, пле мя уже утратило навыки своего старинного промысла. И олени-карибу были к этому времени почти истреблены белыми ради ла комства гурманов — оленьего языка. Ихал- мюты были брошены на произвол судьбы и вымерли все до последнего человека. «...Сначала,— пишет Ф. Моуэт,— умер единственный ребенок, родившийся в том году у ихалмютов... Затем не стало млад шей жены Какуми-Иткут. Скончался Охо- то. ...К середине 1950 года ихалмюты уже почти вымерли — они потеряли двух из оставшихся в живых четырех женщин, спо собных к деторождению. Они утратили по следнюю возможность выжить...» Книга Ф. Моуэта была криком, обра щением от имени коренных жителей тундры Барренс к канадскому правительству, но осталась, как говорит сам Ф. Моуэт, «лишь эпитафией на могиле ихалмютов».. Уже первая книга Г. Федосеева об Улу киткане («Тропою испытаний») была кни гой остросоциальной. Это была книга о том, что принесла эвенкам советская власть. Ин тересно сравнить образ Улукиткана с дру гим лесным кочевником-орочоном Дерсу Узала, героем книг В Арсеньева. Сравнение Улукиткана с Дерсу Узала для читателя напрашивается само собой. Ведь даже ситуация в романах Г. Федо сеева и В. Арсеньева одна и та же: лесной кочевник-следопыт спасает жизнь иселедо- вателю-путешественнику и становится его другом. Думается, что образ Улукиткана в какой-то своей части и создавался автором не без расчета на сравнение с Дерсу. И сравнивались здесь две действительности, формировавшие две человеческие жизни: судьба представителя малого народа Севе ра в царской России (встреча Арсеньева с Дерсу Узала произошла в 1906 г.) и судьба такого же малого народа в советское вре мя. Жизнь дальше дописывала роман, я судьбы расходились все резче и резче. Дерсу Узала, друг Арсеньева, научив ший его мудрости тайги,—- это человек, вы зывающий страх за его судьбу. Дерсу стар. Он больше не может добывать себе сред ства к жизни в тайге. В. Арсеньев берет его в город, понимая при этом, что городская жизнь и культура останутся навсегда враждебными Дерсу Узала. Улукиткан же — человек, нашедший свое место в современной жизни именно благо даря тому, что городская культура пришла в тайгу. Его работа в экспедициях — это форма приобщения его народа к просвети тельской и социальной деятельности совет ской власти. Символично, что городской врач возвращает зрение Улукиткану и дает тем самым ему возможность вернуться в тайгу. Город не фигурирует прямо на стра ницах книги, но это добрый город. Новая социалистическая культура советского че ловека, говорит своими книгами Г. Федо сеев, должна вобрать в себя эту культуру многовекового общения с природой кочево го племени таежников-следопытов, обогатить ее так же, на таких же равных правах, как культура города обогащает жизнь тайги. Тезис этот о культуре народов Г. Фе досеев рассматривает и на личном опыте своей жизни. Учителем жизни его, русско го интеллигента, инженера, стал во многом неграмотный эвенк Улукиткан. Он его учил не только пониманию природы, но добру, великодушию, помощи людям — мудрости жизни, такой же общей и единой для всех народов, как сама живая жизнь. Правда, Г. Федосеев не так уж много говорит о новой жизни эвенков. Он ведет нас по дорогам экспедиций. А они проле гают далеко в стороне от стойбищ. Но вот — упоминание о том, что две внучки Улукиткана — учительницы в школе; под нятый с земли окурок свернут из листка, вырванного из книги, напечатанной иа эвен кийском языке; молодой эвенк Романов из селения Банак — юрист; хозяин собаки Нур- ки Тиманчик из Омахты едет учиться в Ленинград на факультет народов Севера. И по тому, как мимоходом говорится все это, мы понимаем, что это новое давно пе рестало удивлять и органично вошло в жизнь тайги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2