Сибирские огни № 01 - 1969
для которой требуются тысячи лет. И здесь неисчерпаемый материал писателю дает Охотская тайга, «скупая», «чахлая» расти тельная природа которой удивительно об нажена в своей ежедневной борьбе за жизнь. Г. Федосеев — увлеченный натуралист. Превозмогая усталость, отрывая время от отдыха и сна, в трудных условиях экспеди ций, в течение многих лет собирал он гер барий растений Сибири и Дальнего Восто ка, коллекцию певчих птиц Сибири, шкур и рогов снежных баранов, шкур медведей. Эти,.коллекции были отданы им в дар Си бирскому филиалу Академии наук СССР. Увлеченность натуралиста нашла свое отражение в книгах писателя. Он подробно рассказывает об обитателях тайги, «о жиз нях», «завернутых» в звериные шкуры, «спрятанных» в птичьи перья. Картины, на рисованные им, очень разные: страшный поединок самцов медведей, не поделивших своих таежных владений; первый день ново рожденного ягненка; брачный бой велика- нов-лосей... И, наконец, животные, прирученные чело веком. Дикий козел Борька, живущий в тай ге и смело входящий в дом к людям, вос питавшим его; Баюткан — потомок дикого сокжоя; олениха Майка и собаки — Бойка, Загря, Кучум. Рассказы о животных — это самостоятельные законченные новеллы, в них привлекает точность естествоиспытателя и умение нарисовать характер и повадки зверя. Жаль, что они не собраны писателем и не изданы отдельно как книги о живот ных. Природа, изображенная Г. Федосеевым, природа-труженица, природа-кормилица. В ней пища, дом и богатство человека. Она безжалостна к неумелым, к тому, кто не может разжечь костра, укрыться в пургу, выстрелом добыть мясо. Тайга безжалостна к «беспомощным» — эта мысль проходит че рез все книги писателя. Но и хищник не может покорить приро ду. Он губит только слабейших. Он отнима ет у себя самое прекрасное, что дано чело веку: мудрое знание законов природы, пони мание ее красоты. Г. Федосеев выступает против браконьер ства, хищнического отношения к лесам, в защиту законов об охране природы. Он пи шет об этом в статьях, говорит на эту тему с молодежью, специально посвящает этому свои книги («Пашка из Медвежьего лога»). Он говорит о нравственном и физическом воспитании человека в общении с природой. И что интересно: в пустынном, безмолв ном краю, где почти не встретишь людей, при, если можно так выразиться, очень не большой «заселенности» книг Г. Федосеева, в его повестях нет мук одиночества таеж ного человека, оторванного от людей и ци вилизации. Только вдвоем идут Федосеев и Удукиткан, геодезист и проводник, через пустынную долину Чайдах. Но рядом с ни ми все время люди: те, кто жил в этих ме стах раньше — о них рассказывает Улукит- кан по следам, оставшимся в тайге; те, кто послал их сюда на Чайдах и ждет на сто янке в Джегорме — товарищи по экспеди ции; те, кто придет после них на Становой. «Э-э! — удивляется старик.— Опять ху дой место выбрал. Туда люди еще не ходи... какое дело у тебя там? — Надо посмотреть, что это за горы, какие вершины, можно ли пройти туда с грузом на оленях, с какой стороны лучше устроить лабазы. После нас на Становой пойдут много отрядов... — Тогда пойдем». И это чувство коллектива у Г. Федо сеева разделяет каждый: от начальника до рабочего и проводника экспедиции. Коллек тив, сменивший, может быть, и более яр кую, но часто трагическую фигуру исследо- вателя-одиночки,— вот то новое, что внес писатель в современный роман о человеке, познающем законы природы. Утверждая, что в жизни всегда есть ме сто подвигу, Г. Федосеев переносит сам вопрос в другой план: что нужно, чтобы совершить подвиг, как сделать возможность свершения подвига не случайностью, а зако номерностью? «Когда человек сильнее обстоятельств» — так называется одна из центральных глав романа «Смерть меня подождет», где автор излагает свое понимание подвига. Подвиг — это проявление нравственного кодекса че ловека в необычных обстоятельствах, тре бующих от него сосредоточения всех ду шевных и физических сил. И высшая на града для человека есть его собственное понимание совершаемого, скромная гордость подвига. Вспомним описание пирамиды как гордого «чуда» труда геодезистов с заклю чительной репликой автора: «Узнаю без граничную скромность Пугачева». И хотя работа геодезистов требует прежде всего ловкости, выносливости, силы, Г. Федосеев не очень любит описывать физическую мощь человека. Он показывает тот потенциал душевных сил, который помогает человеку во много раз увеличить физические возмож ности, данные ему от природы. Ребята ' из подразделения Пугачева — богатыри, а Г. Федосеев охотнее, рассказы вает не о них, а о стариках: Улукиткане, Карарбахе, атамане молодежной бригады деде Агее или Трофиме Королеве, челове ке некрепкого здоровья, к тому же подор ванного бродячей юностью. Карарбах идет на встречу с медведем- людоедом. Он поднимается по тропе, с тру-' дом переставляя ноги, задыхается, у него набухают жилы на шее. Но он идет на страшные испытания: он готов принять на себя неожиданное нападение людоеда, за дравшего крепких, полных сил парней, мо лодых геодезистов. Готов ли кто из остав шихся в лагере, таких же крепких и мо лодых, на эту встречу? А вот Улукиткан, слепой, привязав себя веревкой к дереву, ощупью спускается к ручью, тащит сушняк, разжигает костер, чтобы помочь спутнику, за чью жизнь он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2