Сибирские огни № 01 - 1969
тателей, но в первую очередь адресованы молодежи, тем, кто не имеет еще достаточ ного собственного жизненного опыта, но учится мыслить и жить на опыте других Авторы таких книг как будто и не «учат», не «морализируют»,— они просто излагают факты, рассказывают о жизни, отданной лю дям, и сама достоверность описываемых со бытий становится главным воспитательным материалом. ...Тропами снежных'баранов в горах и диких оленей-сокжоев в тайге, по бурным порожистым рекам пробирается экспедиция. Читателя, впервые открывающего книги Г. Федосеева, сразу же привлекает острый приключенческий сюжет, опасные ситуации, исключительные судьбы. ...Два человека плутают по тайге. Один из них старик-эвенк, проводник, ослепший в пути, другой — геодезист, не знающий доро ги. В местах, где пролегает их путь, нет поселений, а при переправе через реку во дой унесло снаряжение и продукты, кончи лись патроны. Казалось бы, гибель неизбеж на. И все-таки люди выходят к своим. ...Семнадцатилетний вожак шайки бес призорников, вор, случайно попал в экспе дицию. Его насильно увезли геодезисты в горы. А он так ненавидит людей, что даже спит не в палатке, а под телегой с собакой... Долгая, терпеливая борьба за душу парень ка... И — подлинная история жизни геоде зиста Трофима Королева, погибшего двад цать лет спустя в грозу на гольце Сага. Имя его навечно осталось на топографической карте Охотского края... И все-таки книги Г. Федосеева нельзя назвать приключенческими. Слишком явно динамике опасных приключений противопос тавлен медлительяо спокойный, неторопли вый тон самого рассказа. День за днем, не делю за неделей автор описывает будни экспедиции: переправы через реки, подъемы и спуски с гор, установку геодезичерких знаков, ночи у костра, приготовление еды и ночлега. И тем самым переключает нас из стремительного темпа века в медлительный и мудрый мир природы. Приключения, скорее, повод для того, чтобы, приковав внимание читателя, пере ключить его в другой план — план раз думья. «Ничто так не располагает к раз думью,— говорит писатель,— как первобыт ная природа». К раздумью и наблюдению. И эта спокойная неторопливость повество вания, когда ничто не мешает человеку всмотреться в себя и внимательно оглядеть ся вокруг,— подчиняет читателя. Мы не вольно начинаем «примерять на себя» собы тия, которые происходят с героями, а иног да попадаем в положение тех необстрелян ных новичков, о которых не без юмора го ворит писатель. «Мы попали в одно из молодежных под разделений экспедиции. Все рабочие — ре бята, только что окончившие среднюю шко лу,— впервые попали в тайгу. Тут, в окру жении первобытной природы, далеко от жи лых мест, в пургу, под дождем, на пере правах через бурные реки, в зыбунах и в думах у костра, за латкой штанов они ре шат свое будущее: быть им разведчиками или этого слова они будут бояться, как черт ладана, и будут далеко обходить не обитаемые земли». Так по-новому соединя ются оба плана романа. Ежедневный, надо едливо-придирчивый выбор места стоянки н страшная ночь на реке, наводнение, смыв шее на глазах у геодезистов целый остров с вековыми деревьями. Голодная галлю цинация человека, запертого пургой в гор ном ущелье, и тот маленький, незаметный подвиг, когда кто-то встает раньше всех, чтобы испечь на костре лишнюю лепешку и сунуть ее, еще горячую, за пазуху идущему по маршруту другу, лепешку, которая, мо жет быть, завтра спасет ему жизнь. Так формируется стиль книг Г. Федосеева, где в одной строке в одном эмоциональном ря ду соединяются «чудо» и «геодезический пункт», дело, сделанное «на веки веков», и «человеческий пот» как самый прочный ма териал бессмертия. ...«Взбираемся наверх. Уже показалась пирамида. В лучах солнца, здесь, на беше ной высоте, она казалась чудом. Упираясь тяжелыми ногами в края горбатого пика, она, приподнявшись, застыла в гордой позе над покоренной вершиной. Под пирамидой бетонный тур для установки тяжеловесных геодезических инструментов, а под ним впа яна на веки веков марка. Во всем этом со оружении, еще пахнущем человеческим по том, нет и намека на тех, чьими колоссаль ными усилиями вынесен сюда на голец лес, железо, цемент, песок и построен на кро шечной площадке пика геодезический пункт». Глазами исследователя Г. Федосеев по казывает нам могучие созидательные и раз рушительные процессы природы, уже за кончившиеся или продолжающиеся в нед рах Станового. Горы, «поражающие глаз» «непередаваемым хаосом следов вулкани ческих извержений; реки, с таким грохотом прорывающие себе русло среди каменных стен, что около них нет «ни следа зверя, ни крика птицы» — жизнь не выдерживает не смолкаемого рева воды. Г. Федосеев гово рит о страшных, «неукротимых» ветрах Джугдыра. Он говорит о стихии природы, о той стороне, не познанной еще человеком естественной жизни природы, которая почти забыта жителями больших городов. Писатель показывает и другое: те, часто скрытые от глаз человека первые ростки жизни природы, ее упорную борьбу за су ществование. Серые стены цирка, недоступ ные солнцу — они всегда «потеют». «Равно душное» и «звонкое» падение капель, «лег кий шелест» воды в камнях, громкое «бор мотанье ручья» — так начинает свое рожде ние ревущий водопад Тас-Балаган. Или наступающие на каменные россыпи курумов накипные лишайники — пионеры раститель ного мира. Они разрушают каменный слой скал, покрывая его почвой, расчищая доро гу мхам и карликовым растениям — работа,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2