Сибирские огни № 01 - 1969
скоро шустрый паренек в тельняшке при волок к нам на палубу черный колокол — это и была рында. Мы привязали ее на корме у входа в кубрик, я дернул за бе чеву Бомм! Бомм! — разнеслось над рекой, успокаивая Дубровского и забавляя нас. Мы тогда не подозревали, какой смысл обретет для нашей экспедиции этот над рывный звон. Ходовые испытания проводили на тра верзе порта, на виду у всех речных волков, но это ничуть не подстегнуло ни одну из наших лошадиных сил, и они упрямо не хотели двигать карбас резвее, чем по семь- восемь километров в час. Слезы выступали на глазах, когда нас обходили простые ши тики, весельные лодки... «Микешкин» добрался до причальной стенки Осетровского порта, мы закрепили его за чугунные кнехты и поднялись наверх, к железнодорожным путям и пузатым скла дам. Сколько вокруг контейнеров, поддо нов, штабелей, будто вся Сибирь упакова лась и переезжает на новую благоустроен ную квартиру! Остро пахнет рекой, нефтью, новыми ав топокрышками у склада, все эти запахи об волакивают меня, вызывая в памяти давно знакомые морские порты — Владивосток, Находку, Калининград, и я ловлю себя на мысли, что этот речной порт в глубине ази атского материка вряд ли уступит тем крупным, морским, хотя оттуда корабли уходят круглый год, а Осетрово работает лишь несколько летних месяцев, когда ре ка свободна ото льда. Потом я узнал, что по объему переработки грузов речной порт на Лене действительно не имеет равных се бе. Это главная транспортная артерия к ин дустриальному сердцу Якутии, всего Севе ро-Востока страны. Сотни судов движутся вниз по реке к золотым приискам Бодайбо и Алдана, слюдяным рудникам Мамы, ал мазным трубкам Мирного, месторождениям олова в Депутатском... Говорят, пристань существовала здесь давно, как перевалочный пункт для лодок, карбасов, паузков, двигавшихся вниз с хле бом и товарами для редких прибрежных селений, а потом для золотых приисков в бассейне Витима. А речной порт был выз ван к жизни социалистической индустриа лизацией Севера, в особенности развитием алмазодобывающей промышленности. Гру зовые караваны из Осетрово направлялись к Якутску и еще ниже — в устье Лены, вышли в Ледовитый океан, осваивая при брежное арктическое плавание от Хатанги до порта Певек. К тому времени была проложена желез ная дорога Тайшет — Лена, которая связа ла Осетровский речной порт с промышлен ными центрами страны. ...Дубровский не хочет выпускать нас из порта, пока мы не пощупаем новые грузо- захваты, изобретенные местными Мастерами и уже применяемые на других реках, и не запишем важные цифры, и не выслушаем до конца рассказ о перспективах, о строи тельстве второй и проекте третьей очереди порта. И мы слушаем, записываем и ди вимся осетровским речникам, которые сво ими новыми судами озерного типа соверша ют рейсы река — море — река и завозят грузы в те отдаленные арктические поселки, куда еще недавно добирались лишь мор ские ледоколы. Возвращаясь к причалу, мы познакоми лись с инженером-технологом Завадовским. Довольно щуплый молодой человек в боль ших очках казался случайным и затерян ным в громыхающей портовой карусели. Он сидел на кнехте, что-то чертил для ра бочих и был раздосадован, что мы отрыва ем их всех от занятий. — Восемь крупных предложений внес,— сказал Дубровский.— Светлая голова... Светлая голова поднялась, наконец, и мы прочитали в близоруких глазах укориз ну. Два часа спустя я сидел у Завадовско- го в кабинете над папкой бумаг, докумен тов, фотографий, все на одну тему: как вы вести молодой порт из надвигающегося и невидимого постороннему глазу тупика. В порту семьсот грузчиков каждые сутки разгружают сотни железнодорожных ваго нов и отправляют в трюмах судов многие тысячи ящиков, контейнеров, мешков, И хо тя многие работы механизированы, все же остался тяжелый ручной труд. А заработ ки портовиков не слишком велики для се верных условий, найти постоянные кадры здесь не просто. Между тем, скоро объемы работ возрастут настолько, что потребует ся почти в два раза увеличить армию груз чиков — где их брать, чем привязать к месту? Ленское речное пароходство собирает ся решать проблему кардинально — изме нить технологию упаковки и транспорти ровки грузов по железной дороге и по во де. Меня удивила простота решения, и только потом, поглубже вникнув в расче ты, варианты, эксперименты, я еще раз убе дился в старой мудрости: великое выгля дит просто, хотя дается нелегко. Надобно сказать, что еще на заре Со ветской власти, когда механизация в ста рых портах стояла на низкой ступени и многое решала мускульная сила, были при няты стандарты грузовых мест: до восьми десяти килограммов в расчете на мужскую силу, до 40 килограммов — на женскую. Прошли годы, порты теперь оснащены со временной техникой и механизмами, на самой отдаленной пристани, где-нибудь в Арктике, вы можете встретить портальный или пла вучий кран, но до сих пор строительные материалы, к примеру,— огнеупорный кир пич, отопительные радиаторы, шифер — пе ревозят небольшими пакетами. Из-за них грузоподъемность крытых вагонов исполь зуется едва ли на две трети, выгружать их неимоверно трудно, только вручную, и я сам видел грузчиков, согнувшихся под ящи ками на фоне многосильных кранов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2