Сибирские огни № 01 - 1969

скоро шустрый паренек в тельняшке при­ волок к нам на палубу черный колокол — это и была рында. Мы привязали ее на корме у входа в кубрик, я дернул за бе­ чеву Бомм! Бомм! — разнеслось над рекой, успокаивая Дубровского и забавляя нас. Мы тогда не подозревали, какой смысл обретет для нашей экспедиции этот над­ рывный звон. Ходовые испытания проводили на тра­ верзе порта, на виду у всех речных волков, но это ничуть не подстегнуло ни одну из наших лошадиных сил, и они упрямо не хотели двигать карбас резвее, чем по семь- восемь километров в час. Слезы выступали на глазах, когда нас обходили простые ши­ тики, весельные лодки... «Микешкин» добрался до причальной стенки Осетровского порта, мы закрепили его за чугунные кнехты и поднялись наверх, к железнодорожным путям и пузатым скла­ дам. Сколько вокруг контейнеров, поддо­ нов, штабелей, будто вся Сибирь упакова­ лась и переезжает на новую благоустроен­ ную квартиру! Остро пахнет рекой, нефтью, новыми ав­ топокрышками у склада, все эти запахи об­ волакивают меня, вызывая в памяти давно знакомые морские порты — Владивосток, Находку, Калининград, и я ловлю себя на мысли, что этот речной порт в глубине ази­ атского материка вряд ли уступит тем крупным, морским, хотя оттуда корабли уходят круглый год, а Осетрово работает лишь несколько летних месяцев, когда ре­ ка свободна ото льда. Потом я узнал, что по объему переработки грузов речной порт на Лене действительно не имеет равных се­ бе. Это главная транспортная артерия к ин­ дустриальному сердцу Якутии, всего Севе­ ро-Востока страны. Сотни судов движутся вниз по реке к золотым приискам Бодайбо и Алдана, слюдяным рудникам Мамы, ал­ мазным трубкам Мирного, месторождениям олова в Депутатском... Говорят, пристань существовала здесь давно, как перевалочный пункт для лодок, карбасов, паузков, двигавшихся вниз с хле­ бом и товарами для редких прибрежных селений, а потом для золотых приисков в бассейне Витима. А речной порт был выз­ ван к жизни социалистической индустриа­ лизацией Севера, в особенности развитием алмазодобывающей промышленности. Гру­ зовые караваны из Осетрово направлялись к Якутску и еще ниже — в устье Лены, вышли в Ледовитый океан, осваивая при­ брежное арктическое плавание от Хатанги до порта Певек. К тому времени была проложена желез­ ная дорога Тайшет — Лена, которая связа­ ла Осетровский речной порт с промышлен­ ными центрами страны. ...Дубровский не хочет выпускать нас из порта, пока мы не пощупаем новые грузо- захваты, изобретенные местными Мастерами и уже применяемые на других реках, и не запишем важные цифры, и не выслушаем до конца рассказ о перспективах, о строи­ тельстве второй и проекте третьей очереди порта. И мы слушаем, записываем и ди­ вимся осетровским речникам, которые сво­ ими новыми судами озерного типа соверша­ ют рейсы река — море — река и завозят грузы в те отдаленные арктические поселки, куда еще недавно добирались лишь мор­ ские ледоколы. Возвращаясь к причалу, мы познакоми­ лись с инженером-технологом Завадовским. Довольно щуплый молодой человек в боль­ ших очках казался случайным и затерян­ ным в громыхающей портовой карусели. Он сидел на кнехте, что-то чертил для ра­ бочих и был раздосадован, что мы отрыва­ ем их всех от занятий. — Восемь крупных предложений внес,— сказал Дубровский.— Светлая голова... Светлая голова поднялась, наконец, и мы прочитали в близоруких глазах укориз­ ну. Два часа спустя я сидел у Завадовско- го в кабинете над папкой бумаг, докумен­ тов, фотографий, все на одну тему: как вы­ вести молодой порт из надвигающегося и невидимого постороннему глазу тупика. В порту семьсот грузчиков каждые сутки разгружают сотни железнодорожных ваго­ нов и отправляют в трюмах судов многие тысячи ящиков, контейнеров, мешков, И хо­ тя многие работы механизированы, все же остался тяжелый ручной труд. А заработ­ ки портовиков не слишком велики для се­ верных условий, найти постоянные кадры здесь не просто. Между тем, скоро объемы работ возрастут настолько, что потребует­ ся почти в два раза увеличить армию груз­ чиков — где их брать, чем привязать к месту? Ленское речное пароходство собирает­ ся решать проблему кардинально — изме­ нить технологию упаковки и транспорти­ ровки грузов по железной дороге и по во­ де. Меня удивила простота решения, и только потом, поглубже вникнув в расче­ ты, варианты, эксперименты, я еще раз убе­ дился в старой мудрости: великое выгля­ дит просто, хотя дается нелегко. Надобно сказать, что еще на заре Со­ ветской власти, когда механизация в ста­ рых портах стояла на низкой ступени и многое решала мускульная сила, были при­ няты стандарты грузовых мест: до восьми­ десяти килограммов в расчете на мужскую силу, до 40 килограммов — на женскую. Прошли годы, порты теперь оснащены со­ временной техникой и механизмами, на самой отдаленной пристани, где-нибудь в Арктике, вы можете встретить портальный или пла­ вучий кран, но до сих пор строительные материалы, к примеру,— огнеупорный кир­ пич, отопительные радиаторы, шифер — пе­ ревозят небольшими пакетами. Из-за них грузоподъемность крытых вагонов исполь­ зуется едва ли на две трети, выгружать их неимоверно трудно, только вручную, и я сам видел грузчиков, согнувшихся под ящи­ ками на фоне многосильных кранов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2