Сибирские огни № 01 - 1969
лом приспособила каменную галерею к глубокой скальной излучине, так что рисун ки укрыты от снега и ветра. Процессы вы ветривания горных пород здесь происходят медленнее, чем в горах, расположенных ря дом. Галька срывается из-под ног и грохочет по склону горы, увлекая за собой другие камешки. — Теперь я покажу тебе еще кое-что! — кричит Широков. Он стал спускаться вниз, приседая и цеп ляясь руками за окатанные камни или за редкие кусты, я последовал его примеру. Мы прошли немного по дороге и останови лись. Перед нами была свежая осыпь — похоже, как если бы здесь поработал экска ватор или, скорее всего, аммонал. — Здесь тоже были писаницы. Их раз рушили. В соседнем селе не хватило камня строить коровник... Видеть все это было больно. За один час сумели разрушить то, что многие века не под силу было всем стихиям. — Наш райсовет хлопочет, чтобы Шиш- кинские скалы, соседние горы и леса объя вили государственным заповедником,— сказал Широков, направляясь к лодке.— Как думаешь, могут добиться? Писаницы есть и в других местах по Лене — на скалах устья речушки- Синей, вблизи деревушки Тойон-Арыы, в иных се лениях. Их не свезешь в городские музеи и не поставишь сторожа у каждой скалы. А беречь надо первые яркие искорки у ко лыбели искусства. ЗВОН СТАРОЙ РЫНДЫ В четверг 22 июня из Риги прилетел в Иркутск Евтушенко. — Не опоздал? — Самолет на Усть-Кут уходит через пятнадцать минут. Бежим! За полтора часа полета на тряском ИЛ-14 успеваю рассказать наши новости. Андреев, Коржановский и Зоммер уже в Усть-Куте, там же все снаряжение, продо вольствие, строительные материалы. Нам отвели площадку на территории Осетров ской судоверфи. Директор Горбачевский и главный инженер Исаев согласились быть консультантами при постройке небывало го в их долгой практике судна— деревян ного карбаса «Микешкин». Люди рассуди тельные и практичные, они относились к за тее довольно скептически, но любопытст во — что из этого получится — брало верх, и они помогали нам, чем могли. Уже сколотили палубу, подняли борта, соорудили рулевую рубку, кубрик с койка ми в два яруса, камбуз с железной печкой, кают-компанию. Экономя время и строи тельные материалы, перегородки между этими помещениями устраивать не стали. Андреев раздобыл аккумулятор и обещает даже светильники над койками... На Усть-Кутском аэродроме нас ожида ли друзья — наконец экспедиция была з полном составе. Минуя гостиницу, поехали на газике прямо к нашему «Микешкину». Потянулись хлопотные дни строитель ства. Андреев занимался сложнейшими расче тами плавучести, остойчивости, грузоподъ емности, принимая на себя дискуссии с ин женерами верфи, где-то доставал инстру менты, краску, электропроводку. Мы стро го выполняли его указания — где что при колотить, спилить, поставить, приварить. Зато к вечеру, когда устраивали передыш ку и поднимались на взгорье, мы подолгу смотрели на крохотную свою посудину, и такой эпос виделся нам вокруг, что мы пов торяли друг другу гомеровские строки: Двадцать он бревен срубил, их чистил, их острою медью Выскоблил гладко, потом уровнял, по снуру обтесавши.*. Начал буравить он брусья и, все пробуравив, сплотил их, Длинными болтами сшив и большими просунув шипами; Дно ж на плоту он такое широкое сделал. какое Муж, в корабельном художестве опытный, строит на прочно* Судне... Дело близилось к концу. Пришел Горбачевский, похвалил наше усердие: — Эх, нет на вас судовой инспекции! Пришло время спускать карбас со ста пелей на воду — в синий мир с трубами, баржами, караванами на рейде Осетровско го порта. Уже с утра на галечном берегу толпились любопытные и со знанием дела спорили, из-за чего перевернется и потонет эта нелепая посудина: из-за кормы ли, где тяжелеют бочки с горючим, или из-за тупо го дощатого носа, куда мы свалили два якоря, канаты, боцманское хозяйство. Трактор уперся в «Микешкина» длинным брусом и стал подталкивать карбас ближе к реке. Мы растерянно стояли на палубе, не ведая, что надо в эту минуту делать, кроме завещанного предками обычая хва тить бутылкой шампанского о борт. И мы исполнили это с достойным грохотом, ког да карбас коснулся воды, вошел в нее, на кренился, покачнулся, выпрямился и стал бокасто поигрывать на воде — этакий пла вучий ванька-встанька. Потянут ли его два двигателя по тринадцать с половиной сил, спрятанные в железных ящиках на корме? Мы бросили на берег оба якоря, закре пили их у валежника и перекинули с бор та деревянный трап. По трапу поднялся на чальник Осетровского речного порта Васи лий Максимович Дубровский. Он постучал кулаком по борту — борт устоял... Гость заглянул в кубрик, где мы привинчивали к полу ножки железной печи, спросил: — Слушайте, а где у вас рында? — Что, что? — не понял я, и эти мои слова предотвратили неизбежные вопросы о нашей готовности к дальнему плаванию. Дубровский что-то прокричал на берег, »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2