Сибирские огни № 01 - 1969

Керосинский смотрит на меня поверх оч­ ков. — Нет таких песен, не создавала Лена. Приезжие, правда, пели, но то были песни других рек, а здесь они не рождались: мо­ жет, суровость края тому причиной или особенность населения — все же большинст­ во было из ссыльных. — Вы помните хоть одного лоцмана? — Ну, как же... Самым знаменитым был, пожалуй, Микешкин. Не скажу имени-от­ чества, откуда он родом тоже не припом­ ню, но не из наших, не из ленских. Тут ведь от Качуга до Витима что ни деревня, то своя фамилия. В Пуляево — Пуляевские, в Полосково — Полосковы, в Шеметово — Шеметовы, в Грузновке'— Грузных да еще Шамановы и Пьяновы, в Дядино — одни Дядинские... Микешкиных я нигде не встре­ чал. Слушаю Керосинского и думаю: вот бы заполучить такого старожила, знатока лен­ ских мест в состав нашей экспедиции — лоцманом, наставником, хотя бы гостем, тог­ да берега рассказали бы нам свои повести, о которых мы никогда не узнаем сами, как бы ни вглядывались в скалы, сколько бы ни шагали по песку... Керосинский весь ушел в воспоминания: — Микешкин был рослый, здоровый, костлявый, голова огненно-рыжая, нос с горбинкой. По внешности напоминал мне горьковского Челкаша. Подлинный само­ родок, на редкость талантливый лоцман и... горький пьяница. Все это знали, но имен­ но ему владельцы грузов охотнее всего вверяли судьбу своих карбасов. Было из­ вестно — он на мель не сядет. Водил в связке по 16 карбасов, целая деревня плыла вниз по реке. А как он знал Лену! Бывало спит, пьяный, в своей конур­ ке, но если среди ночи кто-то толкнет его в бок и спросит: «Микешкин, где мы нахо­ димся?» —Микешкин только глянет на бе­ рег и почти с навигационной точностью на­ зовет местонахождение каравана. В Якутске получал расчет, довольно большие деньги. И тут широкая русская душа брала свое: находились друзья-прия­ тели, помогали пропить все эти деньги, и в одном нижнем белье, прижавшись к трубе какого-нибудь попутного пароходика, воз-' вращался нищий Микешкин в Усть-Кут. А тут он снова становился богом: за ним охотились грузовладельцы, одевали, корми­ ли, поили, только бы снова согласился вес­ ти связку карбасов... Внимательно слушаю рассказ Керосии- ского, а думаю о своем: поклониться бы памяти безвестных талантливых русских лоцманов, которые вынесли на своих пле­ чах освоение Лены... Может, и впрямь по­ строить нам карбас, подобный тем, что хо­ дили в старину, и дать ему имя «Микеш­ кин»? — Семь футов под килем! — смеется Ке­ росинский, прощаясь. Бегу на почту, сажусь за письмо в Братск Арнольду Андрееву. Рисую, как мо­ гу, общий вид старинного сибирского кар­ баса — он похож у меня на разогреваемый углями чугунный утюг, только со сломанной ручкой. По борту старательно вывожу пе­ чатными буквами «Микешкин». На берегу меня поджидает Широков. — Ну, вниз по матушке? — Веселый ты сегодня! — замечаю я и сажусь на корме у мотора. — Дружка встретил, сообразили... Между тем качугские друзья предложи­ ли спуститься в лодках немного вниз по реке, чтобы вблизи деревнц Шишкино уви­ деть на скалистом правом берегу темно­ красные отвесные плоскости, которые тя­ нутся почти на три километра вдоль ре­ ки. Там, говорили мне, странная художест­ венная галерея, одна из немногих, куда ни­ кому и никогда не ограничен доступ. Столбик на правом берегу показал 17-й километр от Качуга, когда наша лодка по­ вернула к горной гряде, у подножья кото­ рой пролегла проселочная дорога. Мы сош­ ли в воду, подтащили лодку к дороге и, задрав головы, стали разглядывать скалы. Я ^ничего разглядеть не сумел, кроме глад­ кой и почти блестящей поверхности плоскос­ тей, как будто их шлифовали люди. — Поднимайся за мною, осторожно... Можно хвататься за кустарник, только не сорвись вниз, ищи носком ботинка углубле­ ния. Наконец, мы оказались в выступе скалы и долго не могли перевести дыхание. Вни­ зу спокойно несла свои воды Лена, а здесь, в горном царстве, у моих ног высился ка­ мень, сплошь усыпанный мелкими монета­ ми. Я взял одну монетку в руки: 20 копе­ ек, выпущена в 1941 году. Монеты, как вид­ но, лежат здесь уже давно. В прежние годы, а кое-где и поныне, в силу традиции, к на­ скальным рисункам местное население от­ носится с великим почтением, как к свя­ тым местам, и по древнему обычаю люди оставляют монеты и развешивают на кус­ тарнике или по выступам скал цветные об­ резки материи. Но где же сами писаницы, знаменитая шишкинская роспись? — Теперь иди по тропке сюда,— позвал Широков. Стою перед скалой и вижу гигантское полотно со множеством выщербленных кам­ нем по камню и нарисованных изображе­ ний. Легко угадываются контуры древней лошади, с огромным туловищем и длинным хвостом грузный бык на коротких ногах, лось, еще один лось... По мнению крупней­ шего знатока наскальных изображений А. П. Окладникова, самые древние рисунки Шишкинских скал относятся к палеолити­ ческой эпохе — зачатки первобытного ис­ кусства человечества. Мы стоим, едва дыша, перед сценами охоты, .старинными лодками с крохотными фигурками людей, перед изображениями на­ ивными и трогательными, за которыми чув­ ствуешь чистоту, естественность, реалис­ тичность мироощущения людей древнека­ менного века. Природа как будто с умыс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2