Сибирские огни № 01 - 1969
холмистая низина, по которой бегут к Ле не два притока — Амга и Манзурка. Это древняя земля, над которой сильнее ветра свистели стрелы, и пыль вилась под копы тами коней, отсюда пошли ленские буряты- скотоводы, и возник один из старейших . очагов земледельческой культуры Прилен- ского края... Трудно предугадать, какое выпадет Ка- чугу предназначение в будущем, но в дело освоения Сибири он уже вплел свою замет ную нить. Когда-то попасть на берега Лены воз можно было лишь тремя волоками. Первый начинался у Братского острога и через Илимские земли вел в Усть-Кут. Второй был выше: через Березовский хребет с Ба- лаганского посада на Жигалово. А третий еще выше: от Иркутского посада на Вер- холенск — известный в ту пору уездный го род. Последний волок слыл самым оживлен ным: он ближе других был к Московскому столбовому тракту да и шел по низине. Но и этому волоку существовать пришлось не слишком долго. Обнаружился четвертый путь, еще короче и легче — от Иркутска по степным землям к маленькой деревушке Качуг, что на ровном пойменном берегу, где река сравнительно глубока и спокой на. Здесь соорудили пристань, разместили складское хозяйство, устроили подъездные пути. И стал неслышный доселе Качуг глав ной перевалочной базой для Севера. В со седних деревушках возник плотницкий про мысел, ленские крестьяне строили сотни и тысячи карбасов По-видимому, этот тип судна родился на Лене в середине XIX века, когда установи лась связь с Якутией и начали возникать Ленские золотые прииски. В 1933 году в Качуге на болотистом лу гу у протоки Куржумовой устроили судо сборочную площадку — она выросла в одну из самых крупных судостроительных вер фей на Лене. Отсюда вышли в плавание сотни судов, поныне работающих на Яне, Колыме, Индигирке. История ленского судостроения — мало известная. трудная, мужественная страница индустриализации Сибири, без нее нельзя во всей полноте понять нравственные корни последующих поколений, которым Ро плечу оказалось строительство гидростанций, ли ний электропередачи, промышленных комп лексов. Мало кто помнит, даже из коренных си- 'биряков, как в 1931—1932 годах закупили в Германии и завезли на Лену два немец ких парохода, а собрать их здесь было не кому, и пригласили для руководства рабо тами немецких инженеров. Заложили тогда первую на реке судостроительную базу — Осетровскую судоверфь, поехали сюда с Волги да с Камы плотники, конопатчики, болтянщики, кузнецы. Они рубили топорами мохнатые ели, вывозили бревна вместе с корнями за десятки километров, располови нивали продольными пилами, вручную про сверливали тысячи отверстий для болтов. И руками же гнули шпангоуты, кильсоны, воротовые. Сноровистые ленские крестьяне быстро обучились тонкостям корабельной науки и скоро стали ядром судостроитель ных коллективов в Осетрово, Качуге, на Колчановском и Соляновском затонах, на Красноармейском заводе, на Пеледуе и су доверфи имени Второй пятилетки. В 1937 году, уже без помощи иностран ных инженеров, ленские корабелы переобо рудовали металлическую баржу под двух- дечный пассажирский пароход для рейсов между Усть-Кутом и Бодайбо. Так нача лось строительство первых собственно лен ских пассажирских судов. В годы войны почти что замерла жизнь на ленских судоверфях: корабелы уходили воевать, многие не вернулись. И только с 1949 года здесь начало возрождаться судо строение, но уже на новой основе — присту пали к строительству большого флота. Че рез несколько лет стали спускать со стапе лей собственные танкеры, быстроходные рефрижераторы, плавучие краны, самоход ные винтовые теплоходы, каких не видыва ла раньше Сибирь. Я узнал обо всем этом от директора Ка- чугекой судоверфи Александра Иовича Ке- росинского. Мы сидим на борту строящегося нового танкера озерного типа — эти танкеры, бы строходные и низкосидящие, могут выхо дить из Лены в Ледовитый океан и без перевалок доставлять грузы в отдаленные пункты северо-восточного побережья. Борта пахнут краской, на корме сверкает электро сварка, в машинном отделении лязг и гро хот. — Я бы на вашем месте предпочел, знаете, какое судно? — говорит Керосин- ский, сняв роговые очки и протирая их но совым платком. — Карбас! Почему мне это в голову не приходи ло? За шесть лет странствий по Ангаре, Енисею, Лене я никогда не встречал этой легендарной сибирской посудины. Но изред ка на ленских берегах можно было видеть занесенные песком почерневшие развалины карбаса да дырчатые тротуары и заборы из его плах по улицам приленских поселе ний. А в полном виде карбас я видел лишь на фотографиях — в фондах Иркутского краеведческого музея. Запомнился их ту пой нос, покрытые брезентом товары да будка для лоцмана и завсвязкой — так на зывали старшего, вроде инженера, который отвечал за товары на связке из нескольких карбасов. ■Мне хотелось представить сплавщиков, как они выглядели, как вели себя в штор мы и когда с большими деньгами возвра щались с Севера домой... — Александр Иович,— спрашиваю я,— какие есть у Лены свои народные песни, в которых раскрывалась бы душа этих сплав щиков?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2