Сибирские огни № 01 - 1969

холмистая низина, по которой бегут к Ле­ не два притока — Амга и Манзурка. Это древняя земля, над которой сильнее ветра свистели стрелы, и пыль вилась под копы­ тами коней, отсюда пошли ленские буряты- скотоводы, и возник один из старейших . очагов земледельческой культуры Прилен- ского края... Трудно предугадать, какое выпадет Ка- чугу предназначение в будущем, но в дело освоения Сибири он уже вплел свою замет­ ную нить. Когда-то попасть на берега Лены воз­ можно было лишь тремя волоками. Первый начинался у Братского острога и через Илимские земли вел в Усть-Кут. Второй был выше: через Березовский хребет с Ба- лаганского посада на Жигалово. А третий еще выше: от Иркутского посада на Вер- холенск — известный в ту пору уездный го­ род. Последний волок слыл самым оживлен­ ным: он ближе других был к Московскому столбовому тракту да и шел по низине. Но и этому волоку существовать пришлось не слишком долго. Обнаружился четвертый путь, еще короче и легче — от Иркутска по степным землям к маленькой деревушке Качуг, что на ровном пойменном берегу, где река сравнительно глубока и спокой­ на. Здесь соорудили пристань, разместили складское хозяйство, устроили подъездные пути. И стал неслышный доселе Качуг глав­ ной перевалочной базой для Севера. В со­ седних деревушках возник плотницкий про­ мысел, ленские крестьяне строили сотни и тысячи карбасов По-видимому, этот тип судна родился на Лене в середине XIX века, когда установи­ лась связь с Якутией и начали возникать Ленские золотые прииски. В 1933 году в Качуге на болотистом лу­ гу у протоки Куржумовой устроили судо­ сборочную площадку — она выросла в одну из самых крупных судостроительных вер­ фей на Лене. Отсюда вышли в плавание сотни судов, поныне работающих на Яне, Колыме, Индигирке. История ленского судостроения — мало­ известная. трудная, мужественная страница индустриализации Сибири, без нее нельзя во всей полноте понять нравственные корни последующих поколений, которым Ро плечу оказалось строительство гидростанций, ли­ ний электропередачи, промышленных комп­ лексов. Мало кто помнит, даже из коренных си- 'биряков, как в 1931—1932 годах закупили в Германии и завезли на Лену два немец­ ких парохода, а собрать их здесь было не­ кому, и пригласили для руководства рабо­ тами немецких инженеров. Заложили тогда первую на реке судостроительную базу — Осетровскую судоверфь, поехали сюда с Волги да с Камы плотники, конопатчики, болтянщики, кузнецы. Они рубили топорами мохнатые ели, вывозили бревна вместе с корнями за десятки километров, располови­ нивали продольными пилами, вручную про­ сверливали тысячи отверстий для болтов. И руками же гнули шпангоуты, кильсоны, воротовые. Сноровистые ленские крестьяне быстро обучились тонкостям корабельной науки и скоро стали ядром судостроитель­ ных коллективов в Осетрово, Качуге, на Колчановском и Соляновском затонах, на Красноармейском заводе, на Пеледуе и су­ доверфи имени Второй пятилетки. В 1937 году, уже без помощи иностран­ ных инженеров, ленские корабелы переобо­ рудовали металлическую баржу под двух- дечный пассажирский пароход для рейсов между Усть-Кутом и Бодайбо. Так нача­ лось строительство первых собственно лен­ ских пассажирских судов. В годы войны почти что замерла жизнь на ленских судоверфях: корабелы уходили воевать, многие не вернулись. И только с 1949 года здесь начало возрождаться судо­ строение, но уже на новой основе — присту­ пали к строительству большого флота. Че­ рез несколько лет стали спускать со стапе­ лей собственные танкеры, быстроходные рефрижераторы, плавучие краны, самоход­ ные винтовые теплоходы, каких не видыва­ ла раньше Сибирь. Я узнал обо всем этом от директора Ка- чугекой судоверфи Александра Иовича Ке- росинского. Мы сидим на борту строящегося нового танкера озерного типа — эти танкеры, бы­ строходные и низкосидящие, могут выхо­ дить из Лены в Ледовитый океан и без перевалок доставлять грузы в отдаленные пункты северо-восточного побережья. Борта пахнут краской, на корме сверкает электро­ сварка, в машинном отделении лязг и гро­ хот. — Я бы на вашем месте предпочел, знаете, какое судно? — говорит Керосин- ский, сняв роговые очки и протирая их но­ совым платком. — Карбас! Почему мне это в голову не приходи­ ло? За шесть лет странствий по Ангаре, Енисею, Лене я никогда не встречал этой легендарной сибирской посудины. Но изред­ ка на ленских берегах можно было видеть занесенные песком почерневшие развалины карбаса да дырчатые тротуары и заборы из его плах по улицам приленских поселе­ ний. А в полном виде карбас я видел лишь на фотографиях — в фондах Иркутского краеведческого музея. Запомнился их ту­ пой нос, покрытые брезентом товары да будка для лоцмана и завсвязкой — так на­ зывали старшего, вроде инженера, который отвечал за товары на связке из нескольких карбасов. ■Мне хотелось представить сплавщиков, как они выглядели, как вели себя в штор­ мы и когда с большими деньгами возвра­ щались с Севера домой... — Александр Иович,— спрашиваю я,— какие есть у Лены свои народные песни, в которых раскрывалась бы душа этих сплав­ щиков?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2