Сибирские огни № 01 - 1969
новые^ поколения ленских жителей, но по старой дороге все шли и шли сюда в ссыл ку деятели русской революции, участники польского восстания 1863 года, больше вики... Лодка подошла к деревне Большие Го лы, мы спрыгнули на галечниковую отмель и подтащили лодку к замшелому камню. Деревня по здешним меркам немалая — более сотни почти одинаковых изб и почер невших амбаров, раскинувшихся по косого ру над рекой. В глубине окраинного двора, • куда заглянули мы, у колодезного журавля, высокий, сухой старик тесал бревно, да так самозабвенно, что шея его была мокрой. Мы присели, покурили табачок из кисета старика, поговорили о том, о сем, и тогда я спросил о Жене Егоровой, помнит ли ее кто-нибудь... Мне давно хотелось увидеть Большие Голы, где в 1915 году была в ссылке юная латышская революционерка Элла Лиепинь, которой суждено было войти в историю КПСС под именем Жени Егоровой. В этой деревне, в какой-то из похожих друг на друга изб, и произошло «крещение». К по литическому ссыльному Козицкому приеха ла жена, Евгения Николаевна Егорова. Они оба дали Элле документы Евгении Нико лаевны, и девушка совершила бесстрашный побег из глубины Сибири в Петербург. Она стала секретарем Выборгского райкома пар тии. В апреле 1917 года Женя Егорова под писала партийный билет № 600, который и вручили В. И. Ленину на Финляндском вокзале. Она же подыскивала для больше виков конспиративные квартиры. — А у нас их много было, сосланных по литиков,— сказал старик, набивая трубку.— Поди, в каждой избе. Всех не упомнишь. И в соседние избы стучались мы, и встречных останавливали — трактористов, свинарей, плотников здешнего отделения совхоза «Качугский». Нам называли раз ных политических ссыльных, вспоминали то с грустью, то с воодушевлением, но Женю Егорову не припомнил никто. Может, при чиной тому — давность событий, а скорее побег которой оставался в тайне для мно гих. Утром мы покидали Большие Голы, поч ти уверенные, что домик, где жила в ссыл ке Женя Егорова — Элла Лиепинь, не со хранился. Перед тем, как оттолкнуть лодку, мы увидели на берегу школьников. Кажется, они переправились сюда с тальникового острова, что посреди реки. Мы подошли к ним, уже и не вспомню зачем, разговори лись, и тут события повернулись таким об разом, что пересказ их выглядит приду- манно, но было именно так. — Считайте, вам повезло,— улыбнулась девочка в зеленой юбчонке и косыночке, похожая на сосновую ветку. Как потом выяснилось, она — пионервожатая в отряде этих школьников, учится в девятом классе и зовут ее Валя Зуева. — Женя Егорова знаете, где жила? У Пелагеи Кузьминичны Колмаковой! Пела гея Кузьминична здесь, в Больших Голах, создавала потом коммуну «Красная заря». — Откуда вы знаете все это? — спро сил я. — Ну как же, наш пионерский отряд — имени Жени Егоровой Два года разыски вали мы этот дом. На след навел нас ста рый житель деревни, которого отыскали мы в другом селе, километрах в пятидесяти от сюда. Мы вернулись со школьниками в дерев ню и остановились перед избой Колмако вой. Изба со следами тесовой обшивки, со хранившейся в одном месте, оказалась за пертой. Здесь живет семья совхозного ра бочего. Наверное, еще не вернулись с поля. — Может, вам интересны документы? — спросила Валя и протянула папку с бума гами. Много разных деловых писем держал я в руках за свою жизнь. Иные были доку ментами весьма ценными. Но не так часто удавалось пережить чувства, которые охва тили меня, когда читал я письма из этой школьной папки. Шестому классу «В» Качугской средней школы № 2 пишут Главное архивное управ ление при Совете Министров СССР1, Цент ральный государственный архив Октябрь ской революции, Институт истории партии при ЦК КП Латвии, латышские краеведы, сын Жени Егоровой — Борис Михайлович Егоров, которого разыскали в Ленинграде,— пишут обстоятельно, без всякой скидки на детскость и просят у школьников помощи: описания домика, фотографии, другие мате риалы. Всего больше поразило нас маленькое письмо: «Дорогие ребята, недавно я прочи тала в газете о вас, красных следопытах, и решила вам написать и послать о Жене Егоровой страницу из журнала. Может, вам и это пригодится. С приветом к Вам дояр ка Вера Ивановна Богова. 2 ферма совхо за имени Фрунзе, деревни Хорбатово, Ир кутской области». Я никогда не встречался с дояркой Ве рой Ивановной Боговой и не знаю, молода ли она,или уже пожилая женщина, хозяй ка большой семьи. Но я представляю, как она отложила все свои заботы по ферме, по дому, да. мало ли что еще, припомнила, где читала про Женю Егорову, отыскала жур нал, вырезала статью и послала пионе рам,— может, сгодится. И в этой ее отзыв чивости, как и в ответах солидных учреж дений, как и в самом поиске качугских школьников, увиделась мне истинная граж данственность народа, который хочет по нять, как все было, всем существом осозна вая себя частью русской истории. ...Солнце стояло в зените, когда на вы сокой зеленой горе показался Качуг. Говорят, слово «качуг» происходит от эвенкийского «кочо» — это означает излучи ну реки. Лена вблизи Качуга действительно делает крутой изгиб с западного направле ния на север. Вокруг зеленеющая, слегка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2