Сибирские огни № 01 - 1969
педиции. Поэт недавно вернулся из поездки по зарубежным странам и как-то при встре че в Москве высказал давнее свое желание пошастать по дальним нашим землям, побы вать у якутов и эвенов. Он ходил на зверо бойной шхуне «Моряна» в Ледовитом океа не, мы бывали вместе в поездках по Сиби ри, и я знал — матрос он что надо. Кстати говоря, у других участников экс педиции гоже был некоторый мореходный опыт: Зоммер в прошлом ходил на судах по Балтике, Коржановский — по Байкалу, Андреев — по Братскому морю. Мне при шлось бывать на сельдяной путине в Охот ском море и четыре месяца работать на тунцеловном клипере «Нора» в Индийском океане. С собою решили брать кинокамеры, фо тоаппараты, магнитофон, диктофон, транзи сторный радиоприемник, радиотелефон, поз воляющий вести двухсторонние переговоры в зоне пяти километров. Во всем у нас уже была ясность, толь ко один вопрос пока оставался открытым: на чем же мы все-таки плывем? От истоков до Качуга (252 километра) Лена мелководна, узка, доступна разве что лодке или плоту. Этими средствами пере движения пользуются геологи, топографы, рабочие лесничества, промышляющие орех в кедровых лесах. От Качуга до Усть-Кута (около 400 километров) судоходность реки относительна: в большую воду проходятка- чугской постройки теплоходы, но в сухое лето, когда вода спадает, неделями сушат ся теплоходы на мели, не в силах сдвинуть ся с места. Мы звонили в Качуг старожилу судостроителю Александру Иовичу Керосин- скому, директору верфи — какие там про гнозы на воду? — Два наших сидят под Жигаловым, зам лучше не рисковать. Усталые, осунувшиеся, изнемогшие в по исках вариантов, мы согласились расчле нить поход на два этапа. Первый — почти судоходный: от верховьев реки до Усть-Кута. Двум из нас или даже од ному пройти этот путь в лодке-мотор ке. Остальные готовятся к постройке судна в Усть-Куте, откуда начнется судоходный этап на собственной посудине.У У ИСТОКОВ РЕКИ Во второй половине дня 8 июня с лет ного поля под Качугом в воздух поднялся вертолет МИ-4, арендованный местным лес хозом для патрульных полетов в’ верховьях Лены. Я глядел в иллюминатор на проплы вающие внизу зеленые леса, освещенные мягким послеполуденным солнцем. Мы ле тели на Юг, к Прибайкальским горам, в поисках двух заветных ручейков. Вдоль реки тянутся заросли кедрового стланика, их неожиданно сменяет хвой ный лес, по преимуществу бывший: бегут под нами старые гари, поросшие березня ком. Примерно третья часть всей видимой в иллюминатор площади — вымершие чер ные гари. Мой спутник Евдоким Широков, рабочий лесхоза, вытирает кепкой мокрое небритое лицо: — Пожары тут отчаянные. По бездоро жью црудно в эти места добраться, да и людей у нас не хватает, а прыгать с пара шютом рискованно — полно медведей. Зверь ловкий, хитрый, быстрый, а вовсе не ува лень, как его представляют. Прошлым ле том горели леса под Усть-Кутом. Дым стоял — самолеты в воздух не поднима лись. Хотели было тушить бомбами, но тре бовалась гарантия, что нет в лесу ни од ного человека. Кто же даст такую распис ку — тайга... Вертолет пошел на снижение. — Вот ваши ручейки! — прокричал пи лот. Не сразу я заметил две голубые нити в кустарниках на склоне горы. Все вокруг было внушительно и крупно: отроги хребта с белоснежными шапками, густые стародав ние леса, где-то рядом лежит в котловане Байкал, похожий на кусок неба, а тут два крохотных жгутика, словно струйки пота с чела потрудившихся гор... Мы хотели спуститься в месте слияния ручейков, откуда берет начало великая Ле- на-река. Но не удалось: вертолет низко ви сел над землей, мы уже слышали шумы ре ки, когда пилот замотал головой: сесть не возможно — слишком высокий кустарник. Обидно: не больше двух метров остава лось до земли. — Опустимся на первой же поляне! — пообещал пилот. Вертолет сделал круг и поплыл над Ле ной. Река извивалась и сверкала на солнце, как мокрая асфальтовая дорога. Наконец мы приметили белую палатку и прямоуголь ник из поваленных берез — место посадки. Наш вертолет развернулся, и теперь мы ви дели в глубине леса три деревянных строе ния. Костер, люди, мохнатая черная собака. По-видимому, партия геологов — самый пер вый поселок в верховьях Лены, в 60 километрах от озера Турка, в глухой мест ности, обозначенной на карте под назва нием Устье Юхты-второй. — Заночуем,— сказал Широков,— может, лодчонку раздобудем. Он тронул сапогом лежавший у ног ло дочный мотор «Москва», который мы при хватили с собой. Нас встретили радушно и шумно, как это всегда бывает у людей, надолго ото рванных от «материка». Было все традиционно: душистый креп кий чай в котелке, гитара и новая для ме ня песня: «Тайга, тайга, кругом тайга, ро са на карабине. Тайга, тайга, кругом тайга, и мы посередине...». Десять геологов заброшены в места, ку да с 30-х годов не попадал ни один чело век. Им поручили составить геологическую карту района, дать предварительную оцен ку полезных ископаемых. Главный геолог партии Сергей Алексеев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2