Сибирские огни № 01 - 1969

Л. ШИНКАРЕВ ШКЕШЗШГ ШЛЕТ В АРКТИКУ Это путешествие началось в мартовский вечер 1967 года в Иркутске, в центре го­ рода, на улице с подстриженными тополями. Мы с друзьями сидели в ресторане «Арктика», отмечали торжественную дату одного из нас, громко спорили, стараясь расслышать друг друга сквозь рыданья скрипки, вздохи барабана и выкрики лен­ ских золотоискателей, гулявших за соседним столиком. — Лена, Лена...— мечтательно вздохнул кинооператор Зоммер. Я прислушивался к спорам за нашим столиком, кому-то что-то отвечал, но мысли уже неслись за тридевять земель. Застила­ ли глаза картины, по большей части ви­ денные, слегка забытые, а теперь обострен­ но яркие и немножко придуманные: отроги Байкальского хребта неподалеку от рыбац­ кого поселка Большой Онгурен, где слива­ ются два ручейка — Большая Лена и Ма­ лая Лена — начало реки; бьет из-под земли нефть, пляшут газетные строчки о Марков­ ском месторождении. И тундра у Ледови­ того океана. Идут берегом стада оленей, и мудрый старый эвен дымит трубкой: тундра есть, тордох есть, мясо есть — что еще че­ ловеку надо? Вдруг я поймал на себе взгляды друзей и понял, что мысли их тоже где-то там, да­ леко... Скоро бумажная салфетка была ис­ пещрена меридианами и походила на чер­ новик меркаторской карты. Тут мы сделали свое первое географическое открытие: от Байкала до края света самый короткий путь в северном направлении. В древнем кон­ структорском бюро, где проектировали на­ шу планету, кто-то предусмотрел на этот случай магистраль протяженностью 4265 ки­ лометров — от истоков Лены до Ледовитого океана. — Был бы фильм! — причмокнул губами режиссер телевидения Коржановский. Мы встретились на следующее утро у парапета над Ангарой. Отворачиваясь от ветра, мы спрашивали один другого полу­ шутя, но уже и полусерьезно: так как на­ счет края света? Оказывается, Коржанов­ ский уже выяснил движение пассажирских судов вниз по Лене от Осетрова до Якутска. Это был самый простой, надежный, ра­ зумный вариант, который нам не подходил как раз в силу всех его свойств. Главное, что не устраивало — зависимость от тепло­ хода: мы не могли сойти на берег там, где нам хотелось бы, и пробыть на берегу столько, сколько понадобилось бы. Вечером я написал письмо в Братск зна­ комому инженеру-строителю Арнольду Анд­ рееву. Втянуть его в эту затею решено бы­ ло потому, что у него есть опыт: он соору­ дил два собственных катамарана, которые потонули в Братском море... Он же был об­ ладателем двух лодочных моторов, что при ограниченности наших средств никак нель­ зя было сбрасывать со счета. Ответа долго не было, и я уже стал подумывать о других корабелах, но однаж­ ды в корреспондентском пункте «Известий» в Иркутске раздался стук в дверь: — Разрешите, капитан? Андреев! Большой, грузный, близорукий, он стоял на пороге и держал под мышкой ворох журналов. Это были пособия по су­ достроению. На столе зашелестели красоч­ ные глянцевые фотографии, у меня разбе­ гались глаза. Андреев по-своему истолко­ вал мое состояние и деловито спрашивал: — Пластики твоя фирма гарантирует? — Верфь гарантирует? — Пластики, верфи, тросы, якоря — что же мы строим, в конце концов? — Выбирай, капитан!— сказал Андреев. Искушение, что и говорить, было вели­ ко, но рассчитывать приходилось на свои собственные силы. Я заказал телефонный разговор с Ригой. Там в те дни находился Евгений Евтушен­ ко, он мог стать пятым членом нашей экс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2