Сибирские огни № 01 - 1969
Л. ШИНКАРЕВ ШКЕШЗШГ ШЛЕТ В АРКТИКУ Это путешествие началось в мартовский вечер 1967 года в Иркутске, в центре го рода, на улице с подстриженными тополями. Мы с друзьями сидели в ресторане «Арктика», отмечали торжественную дату одного из нас, громко спорили, стараясь расслышать друг друга сквозь рыданья скрипки, вздохи барабана и выкрики лен ских золотоискателей, гулявших за соседним столиком. — Лена, Лена...— мечтательно вздохнул кинооператор Зоммер. Я прислушивался к спорам за нашим столиком, кому-то что-то отвечал, но мысли уже неслись за тридевять земель. Застила ли глаза картины, по большей части ви денные, слегка забытые, а теперь обострен но яркие и немножко придуманные: отроги Байкальского хребта неподалеку от рыбац кого поселка Большой Онгурен, где слива ются два ручейка — Большая Лена и Ма лая Лена — начало реки; бьет из-под земли нефть, пляшут газетные строчки о Марков ском месторождении. И тундра у Ледови того океана. Идут берегом стада оленей, и мудрый старый эвен дымит трубкой: тундра есть, тордох есть, мясо есть — что еще че ловеку надо? Вдруг я поймал на себе взгляды друзей и понял, что мысли их тоже где-то там, да леко... Скоро бумажная салфетка была ис пещрена меридианами и походила на чер новик меркаторской карты. Тут мы сделали свое первое географическое открытие: от Байкала до края света самый короткий путь в северном направлении. В древнем кон структорском бюро, где проектировали на шу планету, кто-то предусмотрел на этот случай магистраль протяженностью 4265 ки лометров — от истоков Лены до Ледовитого океана. — Был бы фильм! — причмокнул губами режиссер телевидения Коржановский. Мы встретились на следующее утро у парапета над Ангарой. Отворачиваясь от ветра, мы спрашивали один другого полу шутя, но уже и полусерьезно: так как на счет края света? Оказывается, Коржанов ский уже выяснил движение пассажирских судов вниз по Лене от Осетрова до Якутска. Это был самый простой, надежный, ра зумный вариант, который нам не подходил как раз в силу всех его свойств. Главное, что не устраивало — зависимость от тепло хода: мы не могли сойти на берег там, где нам хотелось бы, и пробыть на берегу столько, сколько понадобилось бы. Вечером я написал письмо в Братск зна комому инженеру-строителю Арнольду Анд рееву. Втянуть его в эту затею решено бы ло потому, что у него есть опыт: он соору дил два собственных катамарана, которые потонули в Братском море... Он же был об ладателем двух лодочных моторов, что при ограниченности наших средств никак нель зя было сбрасывать со счета. Ответа долго не было, и я уже стал подумывать о других корабелах, но однаж ды в корреспондентском пункте «Известий» в Иркутске раздался стук в дверь: — Разрешите, капитан? Андреев! Большой, грузный, близорукий, он стоял на пороге и держал под мышкой ворох журналов. Это были пособия по су достроению. На столе зашелестели красоч ные глянцевые фотографии, у меня разбе гались глаза. Андреев по-своему истолко вал мое состояние и деловито спрашивал: — Пластики твоя фирма гарантирует? — Верфь гарантирует? — Пластики, верфи, тросы, якоря — что же мы строим, в конце концов? — Выбирай, капитан!— сказал Андреев. Искушение, что и говорить, было вели ко, но рассчитывать приходилось на свои собственные силы. Я заказал телефонный разговор с Ригой. Там в те дни находился Евгений Евтушен ко, он мог стать пятым членом нашей экс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2