Сибирские огни, 1968, №12

ского побережья Григорий Семенов, но он, к сожалению, не попал в это издание. Особенно заметный подъем северной ли­ тературы относится к середине 50-х годов. Вместе с Ю. Рытхэу, Г. Ходжером, А. Пас- саром выступили в это время способные поэты-чукчи Виктор Кеулькут, Владимир Тымнетувге, Антонина Кымытваль, поэты- коряки Владимир Косыгин (Коянто) и Геор­ гий Поротов. Первым ульчским писате­ лем стал Алексей Вальдю. Эскимосскую ли­ тературу начал Юрий Анко, следом за ним послышались голоса Александры Лариной, Таисии Гухувье, рассказчика Айвенгу, ска­ зочника Кивагмэ (в сборнике они присут­ ствуют не все). Первым нивхским писателем стал Вла­ димир Санги. Его стихи, рассказы, легенды стали издаваться в начале 60-х годов. За­ тем появилась повесть «Истоки» и роман «Ложный гон» (1965 г.). Основной темой его творчества также служит тема возрож­ дения родного народа, строительство новой жизни в нивхских селениях. Все произведе­ ния Санги пронизаны горячей любовью к Дальнему Востоку, его сказочно-прекрасной природе, его мужественным людям, чей по­ вседневный труд проходит зачастую в же­ стоких схватках со стихиями. Сборник «Таежные родники» не смог вме­ стить всех литературных имен Севера, для этого понадобился бы, наверно, еще один такой том. Но можно было, как кажется, строже придерживаться принципа террито­ риальности. В книгу вошло несколько ав­ торов, чья жизнь и творчество органически связаны с Якутией. Их место в настоящем издании с большим правом могли бы занять собственно дальневосточники, например, зверобой и сказочник Кивагмэ (о котором с восхищением отзывался известный худож­ ник и знаток Севера Рокуэлл Кент), кам­ чатский эвен-журналист Василий Тылка- нов и другие. В целом же появление «Таежных родни­ ков»— крупное событие в культурной жиз­ ни Дальнего Востока. Сборник подготовлен с большой заботой и любовью. Ему пред­ послана обстоятельная вступительная статья поэта Степана Смолякова о развитии и со­ стояний литератур нашего Северо-Востока. Знакомство с каждым автором начинается с его портрета (работы художника А. Ко­ лесова) и краткой биографической справки о нем. Дан краткий пояснительный текст и к иллюстрациям. Хабаровское издательство порадовало на этот раз и хорошим оформлением книги. Прекрасны цветные иллюстрации, многочис­ ленные заставки и концовки художника и этнографа Г. Д. Павлишина, выполненные в национальном стиле различных народностей. Показаны также образцы подлинного при­ кладного искусства северян. Все' это делает книгу нарядной и привлекательной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2