Сибирские огни, 1968, №12
ского побережья Григорий Семенов, но он, к сожалению, не попал в это издание. Особенно заметный подъем северной ли тературы относится к середине 50-х годов. Вместе с Ю. Рытхэу, Г. Ходжером, А. Пас- саром выступили в это время способные поэты-чукчи Виктор Кеулькут, Владимир Тымнетувге, Антонина Кымытваль, поэты- коряки Владимир Косыгин (Коянто) и Геор гий Поротов. Первым ульчским писате лем стал Алексей Вальдю. Эскимосскую ли тературу начал Юрий Анко, следом за ним послышались голоса Александры Лариной, Таисии Гухувье, рассказчика Айвенгу, ска зочника Кивагмэ (в сборнике они присут ствуют не все). Первым нивхским писателем стал Вла димир Санги. Его стихи, рассказы, легенды стали издаваться в начале 60-х годов. За тем появилась повесть «Истоки» и роман «Ложный гон» (1965 г.). Основной темой его творчества также служит тема возрож дения родного народа, строительство новой жизни в нивхских селениях. Все произведе ния Санги пронизаны горячей любовью к Дальнему Востоку, его сказочно-прекрасной природе, его мужественным людям, чей по вседневный труд проходит зачастую в же стоких схватках со стихиями. Сборник «Таежные родники» не смог вме стить всех литературных имен Севера, для этого понадобился бы, наверно, еще один такой том. Но можно было, как кажется, строже придерживаться принципа террито риальности. В книгу вошло несколько ав торов, чья жизнь и творчество органически связаны с Якутией. Их место в настоящем издании с большим правом могли бы занять собственно дальневосточники, например, зверобой и сказочник Кивагмэ (о котором с восхищением отзывался известный худож ник и знаток Севера Рокуэлл Кент), кам чатский эвен-журналист Василий Тылка- нов и другие. В целом же появление «Таежных родни ков»— крупное событие в культурной жиз ни Дальнего Востока. Сборник подготовлен с большой заботой и любовью. Ему пред послана обстоятельная вступительная статья поэта Степана Смолякова о развитии и со стояний литератур нашего Северо-Востока. Знакомство с каждым автором начинается с его портрета (работы художника А. Ко лесова) и краткой биографической справки о нем. Дан краткий пояснительный текст и к иллюстрациям. Хабаровское издательство порадовало на этот раз и хорошим оформлением книги. Прекрасны цветные иллюстрации, многочис ленные заставки и концовки художника и этнографа Г. Д. Павлишина, выполненные в национальном стиле различных народностей. Показаны также образцы подлинного при кладного искусства северян. Все' это делает книгу нарядной и привлекательной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2