Сибирские огни, 1968, №12

ние русская классическая и советская ли­ тература. Велико в нем значение националь­ ного фольклора и биографического материа­ ла. Вместе с рассказами о горьком прош­ лом своих отцов и дедов северяне писали о животворных явлениях советской эпохи, о чудесных преобразованиях в жизни тру­ жеников, тайги и тундры. Первым принес свои песни с берег ов Аму­ ра в большую советскую литературу нанай­ ский поэ.т Аким Самар. Он тоже был вос­ питанником Института народов Севера. У берегов Невы созрел и расцвел поэтический дар Самара. Там вышли первые сборники его стихов, там он создал и свою автобио­ графическую повесть. «Сын бедняка», о которой почему-то не упомянуто в сборнике (сюда вошли только его поэтические произ­ ведения). Поэтическую эстафету от Самара принял другой нанайский поэт — Андрей Пассар, автор нескольких сборников стихов и поэм. Его стихи переведены на ряд языков наро­ дов СССР. В последнее время Пассар ус- пешно пробует свои силы в жанре расска­ за. Сборник знакомит читателей с его поэ­ зией и.прозой. Нацайцы — самая крупная народность Приамурья — имеют уже немало писатель­ ских имен, которые мы находим и в «Таеж­ ных родниках». Среди них — первый на­ найский прозаик Киса Гейкер, более молодые авторы — Виктор Вельды, Владимир Зак- сор и совсем юная поэтесса Тамара Вельды. Большую популярность в стране и за ее рубежами завоевало творчество нанайско­ го прозаика Григория Ходжера. Начиная с 1953 года, он выступает с интересными рас- казами о современной жизни нанайских кол- хозников-рыбакев и охотников. Он пишет о новых трудовых и общественных связях своих земляков, о дружбе с русскими брать­ ями, опираясь на которых нанайцы нашли путь к возрождению своего народа. Живопи­ сен и достоверен этнографический фон про­ изведений писателя, жизненны и вырази­ тельны характеры нанайских тружеников. Все это отмечено подлинной национальной самобытностью. Рассказ писателя «Мой знакомый пчело­ вод» был удостоен Золотой медали на V I Всемирном фестивале молодежи в 1957 го­ ду. Именно этим рассказом представлен Григорий Ходжер в сборнике. Рассказ бес­ спорно хорош. Но за прошедшее время ав­ тор ушел вперед в своем творчестве. Им созданы повести «Чайки собираются над мо­ рем», «Эморон-озеро», а также романы: «Конец большого дома», «Белая тишина», которые являются первой и второй частью трилогии, охватывающей более чем полу­ вековой период в жизни нанайцев. В сборнике, который демонстрирует до­ стижения национальных литератур, хоте­ лось бы, естественно, видеть и новые рабо­ ты писателя. Ведущее место в другом крупном отря­ де северной литературы — чукотском — за­ нимает Юрий Рытхэу. Его рассказы, поя­ вившиеся в начале 50-х годов, быстро полу­ чили широкую известность, были переведены на иностранные языки. Рытхэу показывает, как рушится перво­ бытный уклад в быту и сознании людей Крайнего Севера, как вырываются они из плена вековых предрассудков и верований, как в борьбе со старым утверждаются в тундре прогрессивные нормы новой жизни. Произведения Рытхэу также во многом ав­ тобиографичны: в судьбе писателя отража­ ются судьбы чукотской молодежи, полу­ чившей все необходимое для своего духов­ ного роста и развития (повесть «Время тая­ ния снегов», романы «В долине маленьких зайчиков», «Айвангу»), В сборнике творчество Ю. Рытхэу пред­ ставлено рассказом, хотя и в его романах немало ярких законченных глав, которые можно было бы включить в книгу: ведь по­ явление больших полотен в литературе Се­ вера — значительное и отрадное явление, ко­ торое как раз и следовало бы отразить в таком издании. Значительный след в культурной жизни Севера оставил основоположник удэгейской литературы Джанси Кимонко. Подлинный вожак своего маленького лесного племени, Кимонко был первым удэгейским коммуни­ стом, активным общественным деятелем. В его повести «Там, где бежит Сукпай», на­ писанной в содружестве с русской писатель­ ницей Юлией Шестаковой, на личной судьбе самого автора показана судьба целого наро­ да. Красочно и реалистично нарисованы пи­ сателем картины старой удэгейской жизни и становление'нового советского быта. По широте замысла, по силе художест­ венного изображения эта книга стоит выше многих других автобиографических произ­ ведений писателей Севера. Она первой пе­ решагнула в '1951 году рубежи родины, стала известна во Франции, Германии, со­ циалистических странах. Главы из повести Кимонко в сборнике прочтет с интересом каждый, кто еще не знаком с этим замечательным произведе­ нием. Заметный качественный рост националь­ ных литератур Севера наблюдался в после­ военные годы. Повысился идейный уровень и художественное мастерство в творчестве северян (именно в эту пору появилась по­ весть Джанси Кимонко). Еще с большей си­ лой выразились в нем патриотические чув­ ства народа-победителя, громче зазвучали темы созидательного труда,. содружества наций, борьбы за мир. Пришло тогда же в литературу и новое пополнение. В сборнике опубликована по­ весть бирского эвенка Петра Савина «Вто­ рое рождение». Писатель отважно сражался на фронтах Великой Отечественной войны, был награжден орденами и медалями. В своем произведении он рассказывает о се­ бе, сыне пастуха-кочевника, ставшем капи­ таном Советской Армии. Подвигам воина-дальневосточника посвя­ тил свой рассказ «Снайпер» и эвен с Охот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2