Сибирские огни, 1968, №12
ние русская классическая и советская ли тература. Велико в нем значение националь ного фольклора и биографического материа ла. Вместе с рассказами о горьком прош лом своих отцов и дедов северяне писали о животворных явлениях советской эпохи, о чудесных преобразованиях в жизни тру жеников, тайги и тундры. Первым принес свои песни с берег ов Аму ра в большую советскую литературу нанай ский поэ.т Аким Самар. Он тоже был вос питанником Института народов Севера. У берегов Невы созрел и расцвел поэтический дар Самара. Там вышли первые сборники его стихов, там он создал и свою автобио графическую повесть. «Сын бедняка», о которой почему-то не упомянуто в сборнике (сюда вошли только его поэтические произ ведения). Поэтическую эстафету от Самара принял другой нанайский поэт — Андрей Пассар, автор нескольких сборников стихов и поэм. Его стихи переведены на ряд языков наро дов СССР. В последнее время Пассар ус- пешно пробует свои силы в жанре расска за. Сборник знакомит читателей с его поэ зией и.прозой. Нацайцы — самая крупная народность Приамурья — имеют уже немало писатель ских имен, которые мы находим и в «Таеж ных родниках». Среди них — первый на найский прозаик Киса Гейкер, более молодые авторы — Виктор Вельды, Владимир Зак- сор и совсем юная поэтесса Тамара Вельды. Большую популярность в стране и за ее рубежами завоевало творчество нанайско го прозаика Григория Ходжера. Начиная с 1953 года, он выступает с интересными рас- казами о современной жизни нанайских кол- хозников-рыбакев и охотников. Он пишет о новых трудовых и общественных связях своих земляков, о дружбе с русскими брать ями, опираясь на которых нанайцы нашли путь к возрождению своего народа. Живопи сен и достоверен этнографический фон про изведений писателя, жизненны и вырази тельны характеры нанайских тружеников. Все это отмечено подлинной национальной самобытностью. Рассказ писателя «Мой знакомый пчело вод» был удостоен Золотой медали на V I Всемирном фестивале молодежи в 1957 го ду. Именно этим рассказом представлен Григорий Ходжер в сборнике. Рассказ бес спорно хорош. Но за прошедшее время ав тор ушел вперед в своем творчестве. Им созданы повести «Чайки собираются над мо рем», «Эморон-озеро», а также романы: «Конец большого дома», «Белая тишина», которые являются первой и второй частью трилогии, охватывающей более чем полу вековой период в жизни нанайцев. В сборнике, который демонстрирует до стижения национальных литератур, хоте лось бы, естественно, видеть и новые рабо ты писателя. Ведущее место в другом крупном отря де северной литературы — чукотском — за нимает Юрий Рытхэу. Его рассказы, поя вившиеся в начале 50-х годов, быстро полу чили широкую известность, были переведены на иностранные языки. Рытхэу показывает, как рушится перво бытный уклад в быту и сознании людей Крайнего Севера, как вырываются они из плена вековых предрассудков и верований, как в борьбе со старым утверждаются в тундре прогрессивные нормы новой жизни. Произведения Рытхэу также во многом ав тобиографичны: в судьбе писателя отража ются судьбы чукотской молодежи, полу чившей все необходимое для своего духов ного роста и развития (повесть «Время тая ния снегов», романы «В долине маленьких зайчиков», «Айвангу»), В сборнике творчество Ю. Рытхэу пред ставлено рассказом, хотя и в его романах немало ярких законченных глав, которые можно было бы включить в книгу: ведь по явление больших полотен в литературе Се вера — значительное и отрадное явление, ко торое как раз и следовало бы отразить в таком издании. Значительный след в культурной жизни Севера оставил основоположник удэгейской литературы Джанси Кимонко. Подлинный вожак своего маленького лесного племени, Кимонко был первым удэгейским коммуни стом, активным общественным деятелем. В его повести «Там, где бежит Сукпай», на писанной в содружестве с русской писатель ницей Юлией Шестаковой, на личной судьбе самого автора показана судьба целого наро да. Красочно и реалистично нарисованы пи сателем картины старой удэгейской жизни и становление'нового советского быта. По широте замысла, по силе художест венного изображения эта книга стоит выше многих других автобиографических произ ведений писателей Севера. Она первой пе решагнула в '1951 году рубежи родины, стала известна во Франции, Германии, со циалистических странах. Главы из повести Кимонко в сборнике прочтет с интересом каждый, кто еще не знаком с этим замечательным произведе нием. Заметный качественный рост националь ных литератур Севера наблюдался в после военные годы. Повысился идейный уровень и художественное мастерство в творчестве северян (именно в эту пору появилась по весть Джанси Кимонко). Еще с большей си лой выразились в нем патриотические чув ства народа-победителя, громче зазвучали темы созидательного труда,. содружества наций, борьбы за мир. Пришло тогда же в литературу и новое пополнение. В сборнике опубликована по весть бирского эвенка Петра Савина «Вто рое рождение». Писатель отважно сражался на фронтах Великой Отечественной войны, был награжден орденами и медалями. В своем произведении он рассказывает о се бе, сыне пастуха-кочевника, ставшем капи таном Советской Армии. Подвигам воина-дальневосточника посвя тил свой рассказ «Снайпер» и эвен с Охот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2