Сибирские огни, 1968, №12

него.— Вижу, касатик. Сердце-то у нее лас­ ковое. А на личике-то все прописано». Автор не упрощает жизненных ситуаций, показывает их во всей сложности и проти­ воречивости, отмечает целый ряд темных явлений (нечестность, эгоизм, дезертирство, воровство). И все же общий тон романа остается жизнерадостным и утверждающим. Есть в романе, к сожалению, и некоторые просчеты. Взято слишком большое количе­ ство событий, введено излишне много пер­ сонажей, нет единого, напряженно разви­ вающегося сюжета. Повествование нередко переходит в беглую хронику. Драматиче­ ские события не всегда находят в романе свое обстоятельное, глубокое исследование и проходят иногда перед читателем лишь как случайные эпизоды. Остается невыяс­ ненной, например, история молодого рабо­ чего, который из-за страха перед отправ­ кой на фронт отрезал себе пилой пальцы на руке. Не мотивирован психологически поступок председателя колхоза, бывшего фронтовика, который помогает своему сыну стать дезертиром. В небольшой повести «Тихий пост» автор продолжает рассказ о юношах, пришедших в армию в грозные дни войны. То же За ­ полярье, та же тихая и однообразная об­ становка, когда ребята испытывают потреб­ ность к свершению героического поступка, тот же взыскательный старшина Чупахин, который держит строгую дисциплину, как на боевом корабле. Утром — подъем, физ­ зарядка зимой и летом в любую погоду. Потом уборка поста, это значит — вылизы­ вать все уголки, драить каждую медяшку. Ребята ропщут, им хочется воевать, а тут приходится отсиживаться в тишине. Когда открылась навигация и на пост вот-вот должно было прийти судно, старшина не­ ожиданно получил радиограмму, в которой сообщалось, что в Карском море, в квадра­ те мыса, на котором находился пост, погиб советский транспорт, и приказывалось не­ медленно начать обследование побережья в секторе поста, так как возможна высадка на берег пострадавших. Но случилось так, что на «тихий пост» напали немцы, и в этих внезапно возник­ ших обстоятельствах писатель стремится осмыслить психологию юных героев. Чет­ веро из них геройски погибают на посту, а двое — Виктор и Генка,— пленив немец­ кого солдата, ведут его по тундре, за сто километров от поста, к нашей метеостан­ ции, чтобы сообщить о захвате врагом пос­ та. И здесь 'автор правдиво передает со­ стояние ребят, попавших в необычайные условия, впервые так близко увидавших врага, их мальчишескую растерянность. Уже разбиты сапоги. С трудом передви­ гаются натертые, натруженные ноги; смер­ тельно уставшие, они упрямо идут вперед. На четвертые сутки этого трудного пере­ хода Генка сломал ногу и, чтобы не быть обузой Виктору, которому обязательно надо довести немца к свои^ 1 , кончает жизнь са­ моубийством. А Виктор, измученный, го­ лодный, остается один на один с врагом. Немец, завладев автоматом, отбирает у Виктора последнюю галету, после чего сно­ ва возвращает ему автомат: ведь бежать-то ему некуда, а дорогу знает только Виктор. А он в этой ситуации обнаруживает и му­ жество и волю — главные качества совет­ ского человека. Напрягая последние силы, он приводит немца на метеостанцию... Повесть написана динамично, правдиво передает характеры Виктора и Генки. Вот из таких необстрелянных юнцов и выходи­ ли настоящие бойцы в годы Великой Отече­ ственной войны. И показано это автором зримо, впечатляюще. Привлекает внимание точный и ясный язык автора, умение уви­ деть и запомнить обстановку, характер, си­ туацию. Если мы вернемся к первой повести А. Со­ болева «Безумству храбрых» или к его ро­ ману «Бушлат на вырост» и последней по­ вести «Тихий пост», то безусловно почувст­ вуем непосредственную связь между этими произведениями. В них действуют все те же юноши, только что пришедшие в военно- морской флот со школьной скамьи, осваи­ вающие трудную профессию воина, ста­ раясь, каждый по-своему, внести свой вклад в дело победы над жестоким вра­ гом. О. Ж у р а в и н а ГОЛОСА СЕВЕРА расноречивым фактом развития на- ••■циональной культуры, роста творче­ ских сил народов нашего Севера является сборник «Таежныр родники»1, приуроченный к 50-летию Советской власти. В объемный том вошли произведения 29 авторов-севе- рян: чукчей и нанайцев, юкагиров и удэ­ гейцев, ульчей и коряков, нивхов и эвенков. Начало развития северных литератур от­ носится к 30-м годам. Именно тогда у мно­ гих народностей создалась своя письмен­ ность, начала складываться своя интелли­ генция. Почти все авторы-северяне первого призыва были студентами Ленинградского Института народов Севера. Приобретая раз­ нообразные знания, приобщаясь к большой культуре, формируя социалистическое соз­ нание, они вместе с тем стремились расска­ зать, запечатлеть в художественной форме необычайную судьбу малых северных наро­ дов, перенесенных Октябрем из недр родо­ вого строя в социалистическое общество. На творчество северян с первых шагов оказывала и оказывает благотворное влия­ 1 Таежные родники. Хабаровск, кн. изд., 1907.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2