Сибирские огни, 1968, №12

ставляют все же вещи, плодотворно соче­ тающие учебу и собственное, самостоятель­ ное поэтическое освоение мира. Мне эта радость узнаванья К ак выплеск лепета: живу! —« Когда легко даеш ь названье Всему, что видишь наяву. Пускай ко мне подходят скалы Спросить в обиде и слезах. Зачем их время высекало, Творя с повязкой на глазах. В музее камня молчаливом Я различаю без затей Клинки, буденовки и гривы Летящ их в мыле лошадей. Людские лица, 'замки, башни, Антенны, бьющие в зенит,— Все, чем известен день вчерашний И чем он нынче знаменит. Ведь как мы ни живи на свете. Каких ни городи страстей — Мы дети времени, мы дети Истории земли своей... Но если бы примыслить разум. Что на иной звезде созрел. Он здесь, иным прицелясь глазом. Иное б что-нибудь узрел... В этой почти целиком приведенной глав­ ке из «путевых заметок» под названием «Перевал» отразились, как и во многих других стихах Семенова, его впечатления, привезенные с Камчатки, где он работал несколько лет в маленьком музее Коряк­ ского национального округа, сотни кило­ метров исходил пешком по дорогам и тро­ пам полуострова, вел раскопки: В хозяйстве моем — патронташ и нож. Рю кзак за спиной. Лопата. И вся природа окрест. Я вхож В покои ее. в палаты... Вы, к солнцу тянувшиеся до меня,— Мне ваша близость приятна. Я вас рассаж иваю у огня, Во мне повторенных стократно... Внимательный читатель поставит в ряд с этими стихами такие вещи, как «Штиль на Охотском» и «Шторм в Беринговом», как стихи о проводнике, как торжественная, белым стихом написанная «Ода лопате», как поэтичный пересказ поэтичной камчат­ ской легенды «Вейвин». Путь, выбранный Арсением Семеновым, представляется мне интересным и плодо­ творным. Для того, чтобы сделать следую­ щий шаг по этому пути, поэту необходимо прежде всего одно: преодолеть некоторую ученическую робость, крепче поверить в се­ бя, в свой жизненный опыт и художествен­ ный вкус. Ему есть во что поверить, есть на что опереться. Вот, пожалуй, и разобрались мы, что же общего у этих трех книг, очень друг на дру­ га непохожих и непохожими авторами соз­ данных. Одна и та же, хотя, может быть, и с различной степенью остроты, стоит про­ блема перед тремя поэтами; окончательное преодоление «пережитков» ученичества, со­ вершенствование профессионального ма­ стерства. В. Ш и ш о в ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ В этом году Анатолий Соболев позна­ комил читателей с двумя своими но­ выми произведениями — романом «Бушлат на вырост» и повестью «Тихий пост»1, рас­ крывающими тему становления и мужания человеческих характеров. В исполненном большого гражданского звучания романе «Бушлат на вырост» про­ слеживаются судьбы школьников старших классов, которых Великая Отечественная война застала еще за ученической партой. Ребята, чувствуя свой долг перед Родиной, рвутся на фронт, самоотверженно работают в тылу, затем призываются в армию и слу­ жат во флоте далекого Заполярья... У каждого из них свой путь на фронт. У одного — длинный и славный, у другого— короткий и горький. В центре романа — интересный образ сем­ надцатилетнего юноши Кима Скудина. Рабо­ тая на небольшом заводе, затем в колхо­ зе, потом служа во флоте, Ким сталкивает­ ся с житейскими трудностями, встречается с разными людьми, обретает опыт, испыты­ вает свой характер, закаляет волю. Из юно­ ши вырастает настоящий человек. Чест­ ность и справедливость, отзывчивость к лю­ дям, активное вмешательство в жизнь — вот те высокие моральные качества, кото­ рые определяют характер героя. Отличным примером гражданского муже­ ства может служить хорошо выписанный в романе образ одинокой колхозницы стару­ хи Савватьевны, у которой сын ушел в ар­ мию, через год после этого умерла сноха, оставив ей двух малолетних детей-близне- цов. И хотя ей «седьмой десяток под гор­ ку», она трудится в колхозе, выполняя час­ то непосильную для себя работу. Терпеливо дожидалась сына. «До нонешнего лета все ждала,— говорит Венке и Киму Савватьев- на,— старуха взглянула на фотокарточку сына,— все надеялась, господь помилует, вернется. А теперь ждать некого.— Похо­ ронную получили?— тихо спросил Венка.— Нет,— ответила старуха.— A -а... Почему же тогда... — удивился Венка.— Получу.— Не всех же убивают,— сказал Ким.— Знамо, не всех,— горько согласилась Савватьевна.— Да его-то убили. В сумке у почтальона, у Дашутки, похоронная лежит,— пояснила ре­ бятам Савватьевна.— Две недели уж.— Да отдула вы взяли?— пораженно спросил Ким. Старуха с мудрой печалью взглянула на • А н а т о л и й С о б о л е в . Буш лат на вы­ роет. Роман. М.. «Молодая гвардия». 1968. Тихий пост. Повесть. «Урал». 1968. № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2