Сибирские огни, 1968, №12
тельная повесть Э. Казакевича, где образ рабочего Емельянова — заведомо служебный, однако мы его прекрасно чувствуем во мно гих эпизодах. Вот один из них: между Зи новьевым и Лениным идет горячий спор о правде. Емельянов, наблюдая эту сцену, видит все так, как мог увидеть только ра бочий и никто иной. «Ленин на этом малень ком лужке казался немного похожим на их заводскую динамо-машину, прикованную к стене и подрагивающую от заключенной в ней энергии, как бы желая сорваться с ме ста, и пойти, и пойти!»1 Небольшой штрих— и перед нами вполне самостоятельный образ.' Подобной самобытной ценности образов С. Сартаков достигает лишь в последнем своем рассказе «Вечерний чай», на мой взгляд, лучшем из этого цикла. С любовью выписанный образ одного из руководителей коммунистов Чехословакии Богумира Шмераля отнюдь не ограничен служебной функцией. Несколько ярких де талей его жизни и борьбы, нашедших свое место в рассказе, делают образ живым. Ог раничимся лишь некоторыми. Избранный в парламент, он остается для рабочих людей «нашим Шмералем», именно это шокирует других парламентариев: «— Пан Шмераль, вы что сегодня — пешком? — Не только сегодня, всегда пешком. — Но вы ведь член парламента! — Совершенно верно, точно так же, как • и вы. Каждый из нас получил, что хотел: вы машину, я — улицу. Не знаю, кто из нас в большем выигрыше». А как много для понимания Шмераля да ет дважды повторенная деталь о вечернем чае! После беседы с Владимиром Ильичем Шмераль долго бродил по притихшим ноч ным улицам Москвы. На рассвете вернулся в гостиницу, и каким же вкусным показался стакан вчерашнего вечернего чая! А далее 7 мая 1941 года: «Какой золотистый чаек! Словно утренняя заря. Его приятно будет выпить и холодным. Чай остался невыпитым. Утром восьмого мая жизнь Богумира Шмераля оборвалась». Нет нужды повторять и даже напоминать о беседе Ленина со Шмералем, которая со стоялась много лет назад. Читатель пре красно понимает все: чехословацкий комму нист пронес память об этой встрече через всю свою- жизнь. I Казалось бы, что выписанный с такой до стоверностью и убедительностью персонаж должен был потеснить образ Ленина в рас сказе, но этого не происходит. Больше то го, происходит иное — образ Ленина именно в этом рассказе раскрывается наиболее пол но и многогранно, становится особенно до рогим читателю, который ощущает нечто близкое чувствам Шмераля в- момент его беседы с Лениным в кремлевской кварти I Э. К а з а к е в и ч . Синяя тетрадь. ГИХЛ, М., 1961, стр. 34. ре: «Шмераль совсем забыл, что он в го стях у очень занятого большим’и государ ственными делами человека и, вероятно, от нимает у него и без того скудные, до край ности редкие часы отдыха. Ему казалось» что он сидит в доме своего давнего друга». Такое ощущение приходит к читателю постепенно и естественно. При чтении последних рассказов С. Сар- такова особенно ясно как-то осознается их связь с предыдущим творчеством писателя, во всяком случае, с недавно написанными им вещами — повестью «Козья морда» и незаконченным романом «Философский ка мень». Как же иначе и определить мо ральную ценность человека или раскрыть поиски своего «философского камня» пер выми революционными поколениями молоде жи, если не обратиться к самому высокому критерию человечности и принципиальности в наши дни — образу Ильича?.. И л ь я Ф о и я к о в С КРИТЕРИЕМ ПРОФЕС СИОНАЛЬНОСТИ Г оворят: чересчур много стало на свете стихотворцев. Оно и верно, пожалуй, особенно — если избрать местом для раз мышлений на эту тему кафе Центрального Дома литераторов в субботний вечер. Но вот я схожу с поезда на знакомом- вокзале, и автобус везет меня в центр боль шого сибирского города. Очень большой го род, почти миллионный. Второй, после Но восибирска, за Уралом. Город нефтехими ков, машиностроителей, студентов. Тянут ся за окнами многоэтажные дома. Тысячи окон, тысячи квартир. Десятки тысяч рабо чих, тысячи инженеров, ученых, врачей. А поэтов — много ли? Даже если, допу стим, не придерживаться максималистской точки зрения, согласно которой и во всей- то стране настоящих поэтов — раз-два и об челся? Даже если, во избежание недоразу мений, договориться, что на этот раз под словом «поэт» понимается литератор, про фессионально пишущий стихи и пользую щийся при этом определенным признанием и- известностью? Что ж, перечислить нетрудно: есть Вильям Озолин, автор интересной книжки «Окно на Север» — моряк, худож ник, актер с неразлучной своей гитарой; есть Тимофей Белозеров — он пишет, по большей части, для детей, и среди его про изведений можно найти по-настоящему пре лестные вещи; есть Владимир Макаров — медик, научный работник, не забывший» однако, своих крестьянских корней, которые и питают, в основном, его творчество; мож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2