Сибирские огни, 1968, №12

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Э. Ш и к СРЕДИ Л Ю Д Е Й I / ниге рассказов о 'В. И. Ленине1 Сергей ' “■Сартаков предпосылает небольшое ав­ торское слово, в котором есть и такое ут­ верждение: «Рассказы не составляют едино­ го строгого цикла во времени». Даже такой отход от совсем необязательного принци­ па — хронологической последовательности— автор считает необходимым оговорить. И в ?том видится своеобразное проявление худо­ жественной манеры С. Окртакова, для кото­ рого, как сказано в одной из рецензий, «писатедьСкий и жизненный принцип — яс- ность!»2. В книге о Ленине принцип этот особенно дорог, этим, очевидно, и объясняется столь •бережный подход к теме в тех пяти расска­ зах, которые составили книгу «Первая встре­ ча». Объединяющим началом этого цикла автор справедливо считает наиболее доро­ гие черты характера Ильича — его просто­ ту, человечность. Это, конечно, так, но ког­ да читаешь рассказ за рассказом, становится очевидным и композиционный принцип сборника. Состоит он во все более ощути­ мом и смелом проникновении во внутренний мир Человека с большой буквы. Каждый рассказ цикла — это новая ступень в позна­ нии Ленина, его внутреннего мира. В первом рассказе «Дело всегда отзовет­ ся» Ленин предстает перед нами лишь че­ рез восприятие героев рассказа, наконец, через восприятие авторское. В связи с этим в рассказе преобладает не само действие, а повествование о нем. Это, конечно, снижает 1 С е р г е й . С а р т а к о в. П ервая встреча. Рассказы . М., «М олодая гвардия», 1967. 2 «Л итературная газета», 1968. № 7, 14 февра­ л я . эмоциональное воздействие на читателя: «Они, шестнадцать друзей, собрались здесь, у постели семнадцатого по предложению Владимира Ильича. Съехались из разных мест минусинской ссылки. Все уже знали, что Анатолий плох — очень плох. И знали, что только чувство локтя товарища придает ему силы». Первая встреча с дорогим нам образом происходит у читателя во втором рассказе, который дал название всему сборнику. Здесь мы наблюдаем Ленина в разговоре, споре, ощущаем его умение убеждать, делать серьезные политические выводы из самых обыденных и житейских фактов. Заметно усиливается драматизм повество­ вания в следующем рассказе, где происхо­ дит столкновение Ленина с Богдановым. От скрещения «философских шпаг» Ленин как будто уходит, что возбуждает и придает воинственность его противнику, но оказы­ вается, что острый политический вопрос об участии в Думе Лениным поставлен в фило­ софский план, и «шпага» Богданова давно бита, как и его карта. Думается только, что напрасно автор прибегает к столь прямо­ линейным параллелям (Богданов в момент разговора проигрывает в карты). «Пять писем одного дня»— рассказ об идейных столкновениях Ленина с челове­ ком, по выражению С. Сартакова, свернув­ шим позднее знамя Ленина. Идет суровая борьба с ликвидаторами. Непримиримое от­ ношение Ленина к недавним товарищам, теперь предающим интересы партии, вызыва­ ет возражения Зиновьева. В остром диалоге один за одним разбиваются доводы Зи­ новьева. «Мало остается товарищей»,— по­ следний аргумент его. На это Ленин отве­ чает: «Когда товарищей остается мало, они должны быть только такими, на которых можно во всем и вполне положиться». Так образ Ленина' становится для нас с каждым рассказом ближе и понятнее, но вот люди, его окружающие, не приобретают по­ ка что самостоятельного художественного значения, слишком заметна их служебная роль. Вспоминается в связи с этим замеча

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2