Сибирские огни, 1968, №12
суровых людях требует эпического спо койствия, внутренней сжатости». Повесть была переделана Новоселовым в соответствии с этими замечаниями М. Горького и напечатана в журнале «Летопись» за 1917 год. Она действитель но рассказывает о суровых людях и теперь существует для нас как произведение, на писанное с эпическим спокойствием и внут ренней сжатостью. С главным героем повести Панфилом мы знакомимся, когда он был еще совсем мальчишкой, любознательным и пытливым, охочим до кузнечного дела. А потом идет краткая яркая сцена смерти отца и клятвы Панфила перед «триодь цветной» — перед «истинной и святой» книгой дониконовской печати. Умирающий Панкрат, неутомимый искатель Беловодья, взял клятву у своего сына, человека одаренного и сильного, что он найдет Беловодье, но не сказочное, где на «белых водах калачи по берегам висят», а реальное, земное, где вдоволь, воды, чер ной земли, леса, зверя, птицы,— только трудись: «не смотри, что сама земля хоро шо родит, потом поливай ее... да не забудь и душу... Не должно <там быть власти, от людей поставленной». Очень важен истинный смысл наставле- ний Панкрата. Люди, выходит, искали не фантастическую страну с молочными река- ми и кисельными берегами, а богатые угодья, на которых можно хорошо потру диться, привольно пожить; они искали сво боду от осточертевшей и несправедливой царской власти, они искали духовной сво боды. Следовательно, трудолюбивый и вольнолюбивый народ «придумал» это Бе ловодье и упорно, веками искал его вплоть до конца X IX века. Последняя такая по пытка, рассказывают, была предпринята алтайскими крестьянами-старообрядцами в 1о9о году. А. Новоселов хорошо знал и самую ле генду о Беловодье, знал ,и о реальных по пытках отыскать такую благодатную стра ну. Знал о,н также, что многое у алтайских старообрядцев приобрело исключительно религиозную форму, связано с их протес том против официальной оелигии, но это обстоятельство как раз и накладывало на .их поиски Беловодья особенный колорит. Это были поиски той свободы, какую они понимали, с какой считались. На самом де ле она у них была достаточно призрачна и фантастична, не сообразная с историческим ходом развития общества,— рано или поздно они попадали под власть кучки ав торитетных и часто богатейших старейшин. Но все равно постоянные и самоотвержен ные поиски праведной земли отражали крестьянскую тягу к действительной сво боде от эксплуатации царизмом, тягу к справедливости в распределении земных благ. После смерти отца не раз водил Панфил своих людей в поиски Беловодья. Но прош ло уже сорок с лишним лет, а он еще не выполнил своей клятвы отцу, не нашел рем- ли обетованной. И вот Новоселов расска зывает об одном последнем для Панфила походе. Как собирались, кто пошел и по чему, как шли и чего добились — это и стало предметом пристального писательско го изучения, предметом горестного исследо вания. Горестного, потому что в замысел писателя входило стремление показать тщетность поиска свободы таким образом, такими средствами и при такой его орга низации. Прежде всего, Новоселов погрузил свое го читателя в благоухающую и необыкно венную по краскам природу Алтая. Тут все живет и трепещет, напоено соками пло дородной земли, взлелеяно и обогрето солнцем, вознесено и одухотворено челове ком. Но она же, природа, накладывает свой отпечаток на людей. В ней много еще дикого, темного, жуткого, она еще не вся раскрылась человеку. Она прекрасна и су рова, подчас жестока, збвет к себе и по стоянно пугает, а то и просто поглощает человека целиком, уничтожает его. В самом начале повести читаем: «Стояла яркая весна. Все круче поднима лось солнце на небе; курились трещины и пади; с гор хлестала буоным валом мут ная вода; на припеках зеленели сопки; цвел матерый черный лес. Время было пахать». Обыденно, деловито проснулась весной земля — такой и видят ее крестьяне, гото вые ее пахать. Но вот бёловодцы пошли, вступили в первый раз после долгих сборов на лесную черную дорогу, и все сразу приобрело другую окраску, иную тональ ность. Величаво торжественным видится людям все вокруг. «Под горой бежит речка. Ее ропот, чем выше дорога, сливается в баюкающий ров ный шум, и если долго слушать, то начи нает казаться, что там шелестит густой ка мыш под ветром. Но ветра нет. Он гудит по снеговым вершинам, а внизу, как в яме,— не пахнет в лицо, не дрогнет глубо ко заснувшая трава. Лес черный, пугаю щий, застыл в своем молчании. Стволов не видно. Они тонут в непроглядной темноте, и лишь те, что стоят подле самой дороги! изредка рисуются прямыми толстыми ко лоннами... Небо опустилось на вершины огромных деревьев. В редкие просветы меж ду ними оно блещет крохотными огонька ми. Звезды — как оконца. Через чих на за снувшую землю брызжет тонкими лучами свет того неведомого мира, что закрыт от суетной земли непроницаемой завесой. Как ослепительно светло! Как радостно!» Мы и не заметили, как от изображения «торжественной красы» живой алтайской природы писатель заставил нас взглянуть на нее глазами Панфила, у которого в этот момент «ликующим смехом смеялась душа». Она смеялась у него и оттого, что они уже едут, и оттого, что он уверен на этот раз Беловодье, наконец, будет най дено!. Однако трагически окончился этот поход. И когда свершилось неминуемое печальное событие, оно сопровождалось у Новоселова другими картинами:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2