Сибирские огни, 1968, №12
л а , как измена Саньки, которому с детства привык доверять и которого никогда до этого случая не видел в загоне. Очнулся истерзанный марал и злобно бросился на Саньку — и такая боль за обманутого зверя пронизывает наше сердце, что трудно ста новится дышать, а волна новой ненависти к лжи и обману наплывает на нас: «Семи леток умирал. Умирая, он в последний раз приподнял окровавленную голову и посмот рел кругом. Потухший взор прощался с темным лесом и сияющим в бездонной глу бине небес горячим солнцем». Наши чита тельские симпатии целиком на стороне бла городного в своем негодовании марала, по тому что в основе рассказа лежит идея свободы от уз несовершенного человеческо го общества. / А. Новоселов много занимался историей старообрядчества на Алтае, много путешест вовал по глухим местам края, был в жен ском монастыре. Рассказ «Жабья жизнь» и повесть «Мирская» органично связаны друг с другом, вместе полнее раскрывают пози цию автора, его задушевные мысли, его чув ства. В этих психологически точных произве дениях рассказано о трагических судьбах женшины и девушки, опутанных религиоз ным фанатизмом. Катерина из рассказа «Жабья жизнь» по падает к сектанту-дырнику Мирону, обуян ному религиозным ражем, измучившим и его самого и более всего Катерину. Это она го ворит случайно заехавшему писателю страш ные слова о своей «жабьей жизни», это, она не может отыскать выхода и мечется, сто нет, всего боится. И это автор произносит богоборческие слова о «гордом небе» — «лишь вверху, высоко над горами, приютив шими у ног своих едва приметную заимку, блещет миллионами святых огней недосяга емое небо. Слышит ли гордое небо слова Мироновой молитвы, видит ли оно, как уми рает на болоте жаба?» Ответ тут только один: не 'слышит и не видит. И на сердце писателя — тоска, а в ушах звучит «странно жуткое слово — жабья!» Повесть «Мирская» сложнее, объемнее, глубже. Наряду с повестью «Беловодье» — это наиболее значительное произведение Но воселова. Предмет исследования в этой- повести — душа семнадцатилетней девушки-сироты, по павшей в женский монастырь. Аннушка поч ти ребенок, все в ней чисто, обаятельно, ду шевно, Она верит в добро и в бесконечно доброго бога, сама добра и готова служить людям бескорыстно, по одной искренней и глубокой душевной потребности. Она здоро ва, трудолюбива, весела. В ней все в потен ции, все в развитии, в процессе созревания. Но уже видно: Аннушка богато одаренная натура и из нее может выработаться незау рядная личность. Приезжает Аннушка в монастырь вместе с водными, чтобы помолиться за убиенных ее родителей. «Когда на пятый день с крутого перевала показалась обитель — деревяйный семиглавый храм и дружная стайка монас тырских теремков — у Аннушки дрогнуло сердце перед чем-то таинственным, впервые •ей открывшимся». И никто ее здесь не ос тавлял, сама попросилась, так как «не усто яла перед тихой радостью, с какой обитель проводила дни, всей душой прилепилась к старым ласковым монахиням». В чем дело, откуда такое благолепие у Аннушки? Очень просто: не видела она в мире ничего лучшего, не подозревала о его существовании. «Всю свою жизнь Аннушка вела среди лесов да кряжей и никогда их не видела такими, как за эти золотые дни. Го ворили раньше мужики о вольном духе на горах, но ни разу его не приметила, а за до рогу он сам объявился...» Вот в таком сос тоянии и приехала Аннушка в монастырь, окунулась в его размеренную жизнь, узна ла скоро его другую сторону, повседневную, человеческую, совсем не безгрешную, и са ма пережила искушение. Прошла зима. Расцвела Аннушка необык новенно. А тут и гости понаехали — первые паломники. Среди них большак Пахома Гав риловича с Убы — Василий. История их люб ви рассказана Новоселовым кратко, скупо и на редкость поэтически. Все видно и все верно: и как она в первый раз взглянула на Василия и чему-то сразу обрадовалась, как заплела она гриву Васильева коня, и как они повстречались и разговорились на ко нюшне. Василий заметил, что конь его разукра шен, н подумал о домовом. «А го, может, Манефа? Утре все тут шарилась. В могилу смотрит, а сама — поди-ка, каво выкинула». «Аннушка не выдержала, разорвался, зазвенел звонким смехом подкативший к горлу тяжелый комок. Много дней его но сила, задыхаясь по ночам от тоски, и не выдержала, не сумела доносить до вечер ней молитвы. Расклонилась, откинула голо ву, лицо мелькнуло девьей жаркой краской и потухло за ладонями. Аннушка упала на траву- и хохотала, хохотала буйно, со сле зами, пока хохот не разлился неудержным плачем. — Не иначе, как Манефа: она девка еще хоть куда. Но Аннушка всхлипнула уже без смеха и замолкла, будто заперли глухую дверь. Василий понял что-то, потерялся и стоял среди сарая с виноватой улыбкой». Трудно пережила Аннушка свою любовь, покорно молилась, протестовала, на бунт была готова вместе со злобной, уже от чаявшейся Вассой. Убежала она с нею да леко в горы будто за ягодой, забрались на самую высокую, Васса безбоязненно чертей вспоминала, ругалась, а Аннушка смеялась: «Ой, ха-ха-ха! Надеть бы бисер да ленты, косы бы с кистями выпустить да к службе! Ха-ха-ха!» «У Вассы губы дрогнули и потянулись уголками по шекам: «Придумала же, подь ты к черту! Ксении тогда — конец, как увидит — на месте ос тынет. Не отсоборуешь». Но это был одинокий и, по сути, без молвный бунт вдали от обители. Спусти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2