Сибирские огни, 1968, №12
чества, но некоторые замечания писателя в этой связи свидетельствуют о зрелости его мышления. «Судьбы Сибири,— пишет Новоселов в ре цензии на «Алтайский альманах»,— в неко торых отношениях принято сравнивать с судьбами Северной Америки. Это не без основания. Но грубую ошибку допустит тот, кто станет утверждать, что и Сибирь, по добно Америке, не даст своего в области того или другого искусства. Слишком раз личны по духу интеллигентный янки,— если можно назвать интеллигентом в европей ском смысле слова человека, возведшего в культ звон и блеск чарующего доллара,— и сибиряк-интеллигент — в конце концов, плоть от плоти и кость от кости интеллиген та российского...» Здесь интересна не только убийственная характеристика «интеллигентного янки» кон ца прошлого и начала нашего века, но и сама, возможно, еще не осознаваемая кри тика узко областнических тенденций в по нимании истоков рождения русской, так называемой «сибирской культуры». Привлекательные, своеобразные и в зна чительной мере зрелые выступления Новосе лова по вопросам литературы и сибирской этнографии относятся к 1913— 1914 годам. К этому времени следует отнести и начало зрелости художнической. Пора ученичества заканчивалась. За четыре года он создает несколько подлинно поэтических произведе ний с ясным пониманием того, чего он хочет. 3 Разнообразна тематика последних произ ведений Новоселова. Своеобычны и соци ально более наполнены характеры действу ющих лиц его рассказов и повестей. Перед нами то фанатические старообрядцы Алтая, ищущие таинственную землю Беловодье, то сильная духом девушка, отдающая себя це ликом одной вере, то собственник, готовый за сто рублей убить человека, то добрый безответный казах, нещадно эксплуатируе мый русским купцом, или сильный прекрас ный марал, рвущийся на свободу, марал, который хорошо помнит добро и исступлен но мстит за причиненное ему зло. Рассказ «Сто рублей», написанный не ра нее конца 1912 года, пожалуй, первое из числа произведений, свидетельствующих о заметном росте Новоселова-художника. Ве роятно, в 1913 году рассказ побывал у М. Горького, пытавшегося в то время из дать «Сибирский сборник». Письмо М. Горь кого по поводу этого рассказа суровое, но отнюдь не уничтожающее. В сущности, он предлагал еще поработать над рассказом, когда писал: «В начале рассказа вы слиш ком забежали вперед. Это начало — лишнее, оно не картинно, не написано и не нужно. Начните рассказ прямо с момента подачи заявления Самсоновым». В опубликованном тексте рассказа (см. журнал «Сибирская неделя», Иркутск, 1914, № 5— 8) это заме чание М. Горького учтено. Рассказ начинает ся именно с этого эпизода. В разгар революции 1905 года взволно вались, видимо, и сибирские казаки. Вах мистр Самсонов с явного согласия всей ка зачьей сотни подает есаулу на поверке прошение. Есаул взбешен и орет: «Аресто вать его!» Сотня зашумела, но Самсонов дал знак, и сотня замолкла. Самсонова от пра-вили под арест. Заряд казачьей «революционности», вид но, был не велик, и Самсонова ожидало су ровое наказание, тем более, что начальство благоразумно решило не распространять его на всю сотню: не выгодно в создавшей ся ситуации! Рядовые казаки не знали, что им делать дальше, и, сочувствуя, пронесли в карцер Самсонову водку. Самсонов и в самом начале «дела» не был решительным, сейчас же совсем ослаб, а, напившись, раз бушевался и бежал. За поимку Самсонова назначена цена — ■ сто рублей. Куда бежать. Самсонову? Конечно, в род ные места. На пути первая знакомая лесная пасека Федосея Панкратовича. Зашел, хо тел сразу рассказать о себе, все, но что-то в поведении старого пасечника его остано вило, и Самсонов начал врать, пытаясь как-то вывернуться и уйти. Но оказывает ся, пасечник был уже «извешшон» — и кто бежал и сколько стоит его голова. Едва Самсонов разобрался и решил бежать, как в руках старика оказался дробовик, и грох нул выстрел. Все— и поведение Самсонова, и его не лепая смерть у самого дома, и робость ря довых казаков, не знающих, как выручить Самсонова, и решительность старого пасеч ника, защищающего свои «незыблемые» собственнические права,— говорит нам об огромной слепой силе, стоящей на пути к новому в русском обществе. Можно даже сделать поспешный-^вывод, что Новоселов довольно пессимистически оценивает ре зультаты революции пятого года. Однако есть в рассказе небольшая сценка, осве щающая события в несколько другом плане. Самсонов, пойманный солдатом после побега из карцера, убеждает казака отпустить его, хотя тот уже знал об обещанных ста руб лях. Солдат-казак был смущен своим жела нием разжиться таким способом: ни в чем же не повинен человек, о правде думает. Революция, выходит, не прошла бесследно, если ее идеи, хотя бы в самом ограниченном объеме, проникли в головы таких, как Сам сонов, как рядовые сибирские казаки. Писатели-сибиряки, начинавшие свою литературную работу после революции 1905 года,— А. Сорокин, Вяч. Шишков, Ис. Гольд- берг, Г. Гребенщиков и другие — непре менно касались так называемой ; инородче ской темы. Так велики были страдания народов Сибири в те годы, что ни один че стный писатель не мог пройти мимо. В этом вопросе они продолжали вековую традицию русской литературы — от декабристов до Короленко. А, Новоселов был в числе тех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2