Сибирские огни, 1968, №12

их, дебоширит, бскорбляет всех, в том чис­ ле и девушку, которая ему нравится. — Можете мне поверить,— горько гово­ рит он этой девушке,— что' я когда-то был оригинальным, интересным человеком, что ко мне прислушивались, мнением моим до­ рожили. Думали, я создам красивую, пол­ ную жизнь. А к обтрепался, как грязная тряпка, спился... Побуянив, отведя душу в воскресный день, он утром снова брел в ненавистную ему церковь — «начинался обычный скуч­ ный, длинный день». Рассказ «Личная жизнь» — это грустная история падения человека под влиянием жестоких и беспощадных обстоятельств. Критическое отношение к господствующе­ му строю яснее выражено в рассказе «Эк­ замен». Здесь его порядки персонифициро­ вались в образах живых и конкретных — есаула, хозяина казачьей станицы, солда- фона-полицейского, опустившегося учителя Глушина. Молодой учитель Климов — ему всего лет двадцать — пытается как-то сопро­ тивляться им, но у него ничего не получает­ ся, да и по всему видно — получиться не может. Ученики казачьей школы ждут экзамена, но председатель комиссии есаул и учитель Глушин, не едут, и Климов отпускает уче­ ников домой. Он искренне возмущается, когда узнает, что господа попросту загуля­ ли и потому прибыли поздно. Однако никто на это не обратил внимания, и гулянка возобновилась. А когда винные пары до­ стигли высоких градусов, есаул вдруг ре­ шил прбвести экзамены, но... без детей. Начался настоящий балаган. — Акимов? Это — Старостин? Тот, что Иоишкину невесту чуть не того... Ого, этот может! Пять ему! И Акимову ставят ,пять, хотя в табеле у него более четверок никогда не стояло. Вме­ шивается полицейский и оценивает качества учащихся уже только со своей, професси­ ональной точки зрения. Климов; к этому времени тоже выпивший, требует удалить полицейского, собирающего всякие сплетни. Скандал и потасовка. Наконец, остаются одни учителя—-Глушин .и Климов. Учитель постарше’смущен и горестно жалуется, что вот, де, он восемь лет куда-то стремился, а потом все пошло прахом: женился, прижил восемь человек детей, и теперь некуда ему деться — лишь бы сытым быть. Говорят они вяло я как-то обреченно. Постепенно выяс­ няется, что оба они, старый и молодой, не выдержали экзамена на гражданскую зре­ лость, не сумели темной силе хозяев поло­ жения противопоставить силу разума, силу правды. Не обходит социальные вопросы Новосе­ лов и в рассказе «Смерть Атба,я». Желая завладеть богатством, старший сын Атбая убивает отца. Жена Атбая подозре­ вает Дюсуна, мечется и страдает от того, что душа Атбая, по ее представлению, му­ чается. Младший сын Атбая Садвокас ус­ лышал голос отца, и обычай требует вбить . кол в грудь могилы. Жена Атбая, больная от горя, бежит к могиле, .чтобы совершить невозможное — откопать Атбая. Дюсун уз­ нает об этом и организует погоню — мать и брат не должны осквернить могилу. Снача­ ла Дюсун настиг Садвокаса и избил его, потом кинулся за матерью. Но она, как призрак, напугав"всех, бросается в болото, и долго будет слышен в ночи ее одинокий и тоскливый голос, зовущий Атбая. Это реалистический пассказ о темноте казахов, живущих в тенетах разных пред­ рассудков, о засилии рвущихся к богатст­ ву Дюсунов, для которых нет ничего свято­ го, ради собственности они идут на любые преступления. Самое примечательное во всех этих рас­ сказах— это желание проникнуть во внут­ ренний мир своих героев, попытка произве­ сти психологический анализ, более или менее успешное или совсем безуспешное раз­ решение толстовской художественной зада­ чи— дать диалектику души изображаемого человека. И вряд ли случайно в 1910 году из немалого по тому времени числа сибир­ ских писателей именно Новоселов отклик­ нулся на смерть Льва Толстого. В статье «Над могилой» он с глубокой скорбью пи­ сал: «Толстые приходят раз в столетие... Он светил миру, но нам, русским, он ближе осо­ бенно, он — гордость человечества, но преж­ де всего— наша гордость» («Омский вест­ ник», 1910, 9/XI). Среди первых произведений Новоселова были рассказы малозначительные, такие, как «Подсидел» или «Весной», но они у него всегда связаны с живыми наблюдениями, любопытны по замыслу и далеки от модных тогда декадентских увлечений. Свое отношение к новым веяниям в ли­ тературе Новоселов выразил в рецензии на альманах «Шиповник» 1914 года. Он очень серьезно отнесся к символистским драмам Л. Андреева,— хотя, как видно, и не при­ нял их,— согласился с тем, что наступает кризис современного ему театра, и тут же обрушился на футуристов-заумников. Про­ цитировав знаменитое «Дыр бул щир», Но­ воселов писал: «Заумность этого, простите за выражение, стиха не подлежит сомнению, но едва ли можно подходить к такой явно издевательской галиматье с обычными прие­ мами логики». «Алтайский альманах», вышедший в 1914 году под редакцией Г. Д. Гребенщикова, Новоселов положительно оценивал именно за реалистическое изображение действитель­ ности. Он выделил в альманахе рассказ В. Бахметьева «Машина», считая, что это — «произведение вполне законченное, подку­ пающее простотою стиля, выдержанностью и... ароматом самобытности». Кроме того, он считал, что это «групповое выступление сибирских писателей является одной из тех вех, на которых будущий историк духовных течений Сибири и, в частности, сибирской литературы неизбежно остановит свой взор». Последующие его размышления о «сибир­ ской литературе» отдают духом областнй-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2