Сибирские огни, 1968, №12
ри. В те годы на самом деле шел довольно бурный процесс этнического освоения рус скими огромных просторов Сибири, преиму щественно малозаселенных (если в 50— 60-х годах X IX в. в Сибирь переехало всего лишь несколько десятков тысяч, то за пе риод с 1895 по 1912 годы — свыше полуто ра миллионов). «Трудно было ожидать,— иронически замечает Новоселов,— гуманно сти и широкого понимания момента от лю дей, пришедших с одной целью — так или иначе создать себе благополучие». Далее Новоселов рассказал о том, что русские ко лонисты организовали здесь самую утон ченную эксплуатацию народов Сибири, и те быстро пришли к упадку, «Истинные носи тели более высокой культуры,— продолжал Новоселов,— обычно приходили позднее, уже после того, как кадры культтрегеров- хищников вытянут жизненные соки из сла бых племен и отравят отбросами той самой культуры, при помощи и под флагом кото рой они проникают». В подкрепление этого положения он привел убедительные приме ры и доказал, что народы эти вымирают. Как бы мы сегодня ни оценивали этот док лад писателя, нельзя не признать, что это было осуждение действовавшей царской ко лониальной политики в решении националь ного вопроса. Размышляя над особенностями русских, живущих в Сибири давно, А. Новоселов пишет: «Коренной сибиряк не представля ет собою какой-либо особой ветви славян ского племени, но нельзя оспаривать того, что все же он образует особый этнографи ческий тип, созданный путем известного отбора. Создала его ссылка и безграничная любовь к свободе — в равной степени, а воспитала и укрепила его суровая сибир ская природа. Борьба с этой природой, выте кающая отсюда привычка к самостоятель ности и независимости выковали не только здоровое тело, но на диво здоровый дух». В выводах Новоселова нет акцента на процесссы социальные, но они все же учи тываются им, когда он говорит о значении политической ссылки для формирования любви к свободе. Свою литературную деятельность А. Но воселов (псевдоним А. Невесов) начал с девятнадцати лет. В омской газше «Стен ной край» за 1903 год (№ 99) появился первый его рассказ «Катька». По словам жены писателя Г. П. Новоселовой, он за тем выступал с мелкими статьями и зари совками в семипалатинских газетах. Начи ная с 1909 и по 1914 годы Новоселов в га зете «Омский вестник» печатает обширный цикл очерков под названием «Степные кар тинки», «Алтайские этюды», «Дорожный кинемо». Кроме того, пишет и публикует рассказы. Их значительно больше, чем ду мали исследователи творчества писателя в наши дни — Г. Раппопорт, А. Изотов, Г. Посгнов. Это и рассказ «Катька» (1903), и рассказы «Легкая жизнь» (1909), «Дур ман» (1910), «Экзамен» (1910), «Подсидел» <1911). «Смерть Атбая» (1911). «Прекрас ная Гульядзира» (1911), «Сто рублей» (1914), «Илья Кузьмич» (1915), «У архие рея» (1917) и некоторые другие. Далее уже пойдут произведения известные, из данные отдельными книгами трижды — в 1919, 1958 и I960 годах. Талант Новоселова приметил А. М. Горь кий. Он познакомился с его расеказами, когда затевал «Сибирский сборник» (1913), а затем привлек писателя в журнал «Ле топись». В 1916 году в журнале опублико- ван рассказ «Жабья жизнь», а в 1917 — по весть «Беловодье». В этот период Новосе лов был полон творческих планов. На его рабочем столе лежали первые главы рома на «Чаруса» и необработанные матенлалы научных изысканий. Он мечтал об издании толстого литературно-художественного жур нала, способного объединить все культур ные и литературные силы Сибири, и соби рался осуществить это в Новониколаевске, потому что уже понимал значение этого молодого и быстро растущего города. По свидетельству Г. Вяткина, Александр Ефре мович сразу же после Февральской револю ции попытался организовать в Омске изда тельство и успел выпустить книгу Вяткина «Алтай», сдать в набор свою книгу «Мой край», начать работу по подготовке произ ведений по географии, истории и этногра фии Сибири. Издать свои произведения Новоселов пы тался несколько раз. Еще в 1911 году он составил сборник очерков и рассказов, на звав его «Край покорителей и покоренных» (так было объявлено в омском журнале «Думы»). Вероятно, к концу 1915 года: он завершил обработку и формирование книги «Лицо моей родины» и выслал ее Горькому. Теперь установлено, что в ее состав вошли переработанные очерки, опубликованные в периодической печати в 1909— 1914 годах. Судя по недавно найденным письмам Горь кого к Новоселову, ответ был получен не утешительный. Алексей Максимович писал Новоселову: «Очень неприятно огорчить Вас, но не сомневаюсь, что Ваша книга не най дет издателя. Не тем заняты люди, не это го хотят». Со временем обстановка, види мо, изменилась. В 1928 году Г. Вяткин рас сказывал читателям «Сибирских огней»: «Рукопись этого труда я видел в 1917 году на столе Максима Горького в числе мате риалов, принятых для печати издательст вом «Парус». Но события этого года поме шали выходу книги, так как журнал «Ле топись» и издательство «Парус» прекратили свое существование». Сохранилось два свидетельства доброго отношения Горького к книге «Лицо моей родины». В 1923 году, как рассказывает К. Урманов, по инициативе В. Зазубрина рукопись книги была запрошена у Горько го. Алексей Максимович прислал ее с не большим отзывом. В нем, по словам Урма- нова, говорилось: У нас мало писателен, которые так умеют увидеть лицо своей ро дины. Это замечательное произведение, пол-, ное любви к своему краю и огромного ува
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2