Сибирские огни, 1968, №12

Ли т е р а т у р ные П О Р Т Р Е Т Ы Н. ЯНОВСКИЙ ■ АЛЕКСАНДР НОВОСЕЛОВ 1 Александр Ефремович Новоселов — та­ лантливый русский писатель-сибиряк. Еше в 1922 году Ф. Березовский справедливо писал о нем в «Сибирских огнях»: «Ново­ селов был столь крупной фигурой, что буду­ щий историк сибирской литературы и обще­ ственного движения Сибири не может обойти его имя». Александр Ефремович был еще молод, полон сил и желания работать в ли­ тературе. Он погиб в самом расцвете своего незаурядного художественного дарования. А. Е. Новоселов родился 5 ноября 1884 года в поселке Железнинском Павлодарско­ го уезда Семипалатинской области в семье казачьего офицера. Детство провел в полу- казачьей, полуказахской среде и рано по­ знакомился с нуждой русских переселенцев, бесправных казахов и немалого числа одно­ сельчан. Внимание к жизни угнетенного народа, беспокойство за его судьбу, уваже­ ние к его здоровым обычаям питались дет­ скими впечатлениями, близостью к трудо­ вым людям всего жизненного уклада небо­ гатой семьи Новоселова. Окончил Алек­ сандр Ефремович пансион казачьего вой­ ска и, как способный ученик, был направлен в Омский кадетский корпус. Видимо, воен­ ная карьера не привлекала любознательно­ го юношу, и он ушел из седьмого класса, не пожелав сдавать выпускные экзамены. Почти два года живет он в родном поселке, много читает, увлекается философией, гото­ вится к сдаче экстерном экзаменов на зва­ ние учителя. Получив желаемое звание, Новоселов едет учителем в поселок Надеждинский недале­ ко от Петропавловска, затем по собствен­ ной инициативе переводится в поселок Болыне-Нарымский, а в 1907 году стано­ вится воспитателем в Омском пансионе казачьего войска и работает в нем до 1917 года. Здесь, в Омске, за десять лет жизни Н о ­ воселов сформировался и как писатель и как ученый-этнограф. Его многочисленные поездки по Алтаю и Казахстану давали пищу для размышлений и обобщений. Он был действительным членом Западно-Сибир­ ского отдела русского географического об­ щества, собирал этнографический материал, записывал русский и казахский фольклор, печатал обширные отчеты о своих поезд­ ках. Его статья этнографического характера «Иртышский казак» опубликована в журна­ ле «Сибирские вопросы» (1912, № 18), большой отчет о поездке «У старообрядцев Алтая» появился в «Известиях Западно- Сибирского отдела русского географическо­ го общества» (1913, т. 1. вып. 2), в дни юбилея Г. Н. Потанина в 1916 году он вы­ ступил с докладом «Задачи сибирской эт­ нографии». Есть основания предполагать, что были и другие работы писателя, по­ скольку в одном из выпусков «Известий» ге- ографического общества сообщалось: «Действительный член Западно-Сибир­ ского отдела И Г Р общества А. Е. Новосе­ лов по поручению отдела совершил с этно­ графической целью вторую поездку по ста­ рообрядческим селениям на Убе и Ульбе. Маршрут поездки был следующий: д. Зева- кино, Шемонаиха, Екатерннская, Старо- Алейское, Каменка, Большая речка, Лоси­ ха, Боровка, Тараханская, Черемшанка, Согра и Усть-Каменогорск. Экскурсант, ра­ ботавший главным образом в Лосихе и Черемшанке, попутно ознакомился со ста­ ринными архивами в Старо-Алейском (дела 1784 года)... Собранный таким образом ма­ териал при известной осторожности в об­ ращении с ним должен иметь немалую цен­ ность. За время экскурсии записано до 400 песен...» Во всех этих работах Новоселов-этног- раф нередко высказывает интересные и по тому времени новые мысли. Так, в статье «Задачи сибирской этнографии» он говорит об интенсивной ассимиляции народов Сиби

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2