Сибирские огни, 1968, №12

«ПРОНИКНОВЕНИЕ В ДУШУ ЧЕЛОВЕКА» На юбилейном вечере Анны Караваевой в мае 1947 года Лидия Сейфуллина говори­ ла: «Мы с Караваевой из одной колыбели, от одного корня, из «Сибирских огней». Помню, в «Сибирских огнях» н° хватало прозы. И в это время нами был получен рас­ сказ Караваевой. Мы тогда сплошной крас­ ной или черной краской писали и эпоху и людей. А тут было психологическое проник­ новение в душу человека». Пожалуй, именно это важнейшее качество художественного произведения — психоло­ гическое проникновение в душу человека — как раз и отличает все то лучшее, что со­ здала известная советская Писательница бо­ лее чем за сорок пять лет своей работы в литературе. Начало творческой деятельности Анны Александровны складывалось счастливо. И тут сказались прежде всего необыкновен­ ная работоспособность писательницы, пыт­ ливый и пристрастный интерес к жизни и людям, умение найти тему, волнующую об­ щество, и, конечно же, несомненный худо­ жественный талант, позволяющий реализо­ вать замысел полно и вещественно. Опубли­ ковав в 1923 году в журнале «Сибирские огни» свою первую повесть «Флигель», А. Караваева в течение только семи после­ дующих лет создает такие вещи, как рома­ ны «Золотой клюв» (1925 г.) и «Лесозавод» (1927, г.), повести «Медвежатное» (1925 г.), «Двор» (1926 г.), «Крутая ступень» (1930 г.), книга очерков «Цеха в пути» (1928 г.). Широк идейно-тематический диапазон этих произведений. Героическое прошлое русского рабочего класса с его «неистощи­ мым запасом одаренности, талантливости» и светлой мечтой о свободном груде встает со страниц историко-революционного рома­ на «Золотой клюв». Непримиримый кон­ фликт между уходящей в прошлое мещан­ ской Россией, пытающейся отсидеться в го­ ды революционной бури в овоем «флигель­ ке», и новой революционной действитель­ ностью запечатлен в повести «Флигель». Борьба старого и нового в жизни советской деревни 20-х годов — тема повестей «Мед­ вежатное» и «Двор». Грандиозной созида­ тельной деятельности советского народа в восстановительный период, рождающемуся рабочему классу нашей страны, наступлению коммунистов на старую деревню посвящен роман «Лесозавод». О соцсоревновании на заводах и фабриках, о росте социалистиче­ ского самосознания и активности советской молодежи повествуют «Крутая ступень» и «Цеха в пути». С полным основанием можно сказать, что в этих произведениях А. Караваевой перед читателем встает движущаяся историче­ ская панорама жизни нашей страны в наи­ более драматические, переломные ее мо­ менты. Потому-то и невозможно предста­ вить себе советскую литературу 20-х годов без того вклада, который внесла в нее А. Караваева. Успешно и плодотворно дальнейшее твор­ чество писательницы. Среди многих и раз­ ножанровых ее произведений 40— 50-х годов особое место занимает трилогия романов «Родина» — о советском рабочем классе в грозные годы Великой Отечественной вой­ ны. Совсем недавно на страницах «Сибир­ ских огней» Анна Александровна выступила с интересными воспоминаниями «Сорок пять лет назад», где рассказала о днях своей литературной молодости, о незабы­ ваемых событиях времени, положившего начало переустройству мира и человека... Сердечно поздравляя Анну Александров­ ну с 75-летием со дня рождения, читатель ждет от любимой писательницы новых вол­ нующих произведений: ведь ей есть что рассказать «о времени и о себе». Г. КОРНЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2