Сибирские огни, 1968, №12

И там, где трупом лег «Вайгач*, видел, набивая трубку, ольшой медведь умчался вскачь И скрылся в штурманскую рубку* В Карском море Вивиан Азарьевич пи­ шет: «Мы идем, не видя берегов. Вокруг расстилается свободное темно-зеленое мо­ ре. Прекрасное море! Я люблю его потому, что оно требует знания, отваги и опыта». Северный морской путь интересует путе­ шественника на всем его протяжении от Югорского Шара до Берингова пролива. После Первого Восточно-Сибирского науч­ но-исследовательского съезда, который про­ ходил весной 1931 г. в Иркутске, В. Итин едет во Владивосток для участия в морской экспедиции в устье р. Колымы. Эта экспе­ диция получила название «Колымских рей­ сов». В нее отправились пароходы «Колы­ ма», «Лейтенант Шмидт» и шхуна «Чу­ котка». С трудом пробираясь сквозь льды и взрывая аммоналом ледяные перемычки, только через два месяца, в начале сентяб­ ря «Лейтенант Шмидт», на борту которого находится В. Итин, достигает р. Колымы, но из-за позднего времени остается зимо­ вать в Чаунской губе. Отсюда Вивиан Азарьевич возвращается в Новосибирск су­ хопутной дорогой, двигаясь по Чукотке и Якутии на собаках и оленях. Писатель интересовался не только условия­ ми плавания по Северному морскому пути, но также широким кругом вопросов, вклю­ чая историю и экономику народов Крайне­ го Севера. На фактории в Уелене он лю­ буется фигурками из моржовой кости; его поражает разнообразие и высокое качество изготовленной чукчами обуви из нерпичьей кожи, которая «могла бы найти отличный сбыт на всех наших промыслах, рыбалках, ■сплавах...» Здесь же он неожиданно встречает ори­ гинального путешественника вокруг света на велосипеде Глеба Травина. Освоение Се­ верного морского пути В. Итин считал де­ лом воли, упорства и организованности, поэтому героическое путешествие на вело­ сипеде из Архангельска до Уелена, по всему побережью Северного морского пути, было особенно по душе писателю. В 1931 г. у северных берегов Чукотки было много льдов. В середине между Бе­ ринговым проливом и устьем Колымы око­ ло мыса Рыркарпий была раздавлена шху­ на «Чукотка». Экипаж ее по льду перешел частью на «Колыму», частью — на «Лейте­ нанта Шмидта». Вивиан Азарьевич был свидетелем этой арктической трагедии и рассказал о ней в своих очерках. «Я и сейчас ясно вижу эти мерцающие льды, навсегда оставшиеся в памяти. Среди белых полей глаз невольно искал высоких мачт -«Чукотки».... .Но вместо красавицы шхуны на карте здесь остался только маленький крестик». Во время стоянки у мыса Рыркарпий в ожидании, когда южный ветер подует и от­ гонит льды, В. Итин предложил выгру­ зить на берег и установить радиостанцию, которая в числе колымских грузов находи­ лась на пароходе «Лейтенант Шмидт». Предложение Вивиана Азарьевича было принято, и на мысе Рыркарпий появилась очень важная для навигации по Северному морскому пути радиостанция. Муза не покидала поэта и в томительные дни вынужденной стоянки у мыса Рыркар­ пий. Он писал в это время; Я иду по берегу Полярного моря, Великие льды преградили нам путь. С вершины Рыркарпия бел и неподвижен Пролив Лонга. Я иду по берегу Полярного моря. Льды надвинулись к самым моим йогам, И даж е дно морское замерзло. Год тяжелый. Л ед. Южный ветер, подуй! Вот когда моряки просят шторма! Но ветер спит,™ Только в конце августа у северных бере­ гов Чукотки лед разрядился, и в начале сентября «Лейтенант Шмндт» осторожно подошел к песчаным косам Колымы. Очерки «Обь— океан» и «Восточный ва­ риант» дают картины Северного морско­ го пути на двух его крайних участках, различных по своим физико-географическим особенностям — гидрографии, режиму вет­ ров и характеру морского льда. С исключи­ тельной правдивостью рассказывает писа­ тель о скромной работе советских моря­ ков в первый период освоения Арктики, начавшийся после Октябрьской революции. Точными и яркими штрихами рисует он характеры руководителей арктических экс­ педиций — гидрографа Евгенова, капита­ нов Черткова, Сорокина, Миловзорова, Сергеевского, летчика Чухновского- и дру­ гих. Вивиан Азарьевич разделяет в очер­ ках обиду дальневосточных моряков на то, что, в го время как каждый поход на Землю Франца-Иосифа и в Карское море широко освещался в печати и всячески пропагандировался, о трудных ледовых по­ ходах на Колыму мало кто знал. В конце 20-х годов в Москве появилось учреждение под названием «Комиссия со­ действия сооружения Великого Северного пути», которая ратовала не за Северный морской путь, а за постройку Северной железной дороги от Мурманска до Гихого океана. Эги обстоятельства — необосно­ ванная дискриминация морского пути и экономическая необоснованность строи­ тельства железной дороги в пустынных областях севера в условиях сурового кли­ мата и вечной мерзлоты — пинулили В. Итина выступить с возражениями в прессе, а затем выпустить экономико-гео­ графический обзор «Морские пути Совет­ ской Арктики» и научно-исследивагельскую работу «Колебания ледовитости Арктиче­ ских морей СССР». Придавая большое научное и практиче­ ское значение вопросу изменчивости ледо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2