Сибирские огни, 1968, №12
В О С П О М И Н А Н И Я С. ЛАППО, доктор ге ографических наук ПЕВЕЦ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ (К 75 -летию В. А. Итина) С Вивианом Азарьевичем Итиным мне пришлось несколько раз встречаться, когда я служил в «Комсеверпути» в 1927— 1930 гг. 1 Я знал, что он по профессии писатель, но в то время не был знаком с его творчеством. Перед этим, в 1926 году, Вивиан Азарье- вич участвовал в гидрографической экспе диции по обследованию Гыданского зали ва, расположенного между Обской губой и Енисейским заливом. Во время плавания он сдружился с молодыми моряками-гидрогра- фами, увидел их увлекательный самоотвер женный труд (морская карта Гыданского залива впервые была составлена в советское время). В. Итин видел Северный морской путь как путь в океан, на запад и на восток от Обь-Енисейского залива. Об этом свиде тельствуют его труды «Выход в море» («Обь — океан»— 1931 г.), «Восточный ва риант» (1932 г.), «Морские пути Советской Арктики» (1933 г.), «Колебание ледовию- сти Арктических морей СССР» (1936 г.) и др., относящиеся ко времени, когда арк тические моря еще не были изучены. Отправляясь по Северному морскому пу ти, Вивиан Азарьевич предварительно тща тельно изучил историю арктических экспе диций, поэтому во время плавания легко мог ориентироваться в окружающей об становке и находил общий язык с арктиче скими моряками и полярниками. «В 1929 году я выехал из Новосибирска вниз по Оби, с тем, чтобы дойти Северным морским путем до Ленинграда с ледоколом «Кра син» и, таким образом, на деле ознако миться с ходом Карской экспедиции»,— пи шет В. Итин в начале своего очерка «Обь — океан». После плавания по Оби и Карскому мо рю и посещения бухты Новый порт и Игарки В. Игин посылает из Югорского Шара с ледокола «Красин» радиограмму в Новосибирск, «пытаясь запечатлеть на ма леньком клочке бумаги все свои жаркие мысли». А «жарких мыслей» у пытливого наблюдателя, вникавшего во все дела Се верного морского пути, было очень много. Подтверждая возможность крупных мор ских операций Северным путем, Вивиан Азарьевич призывал настойчиво готовиться к тяжелым ледовым годам; при этом он об ращал серьезное внимание на недостатки нашей ледовой авиаразведки, предлагал использовать суда с ледовыми крепления ми корпуса, указывал на необходимость технического оборудования бухты Новый порт, где «с одной стороны, много кораб лей, с другой.... кустарной работы». Но не только чисто технические и органи зационные проблемы волновали путешест венника. Описывая свое плавание по Кар скому морю на английском угольщике «Сингльтон абби» и путь в Игарку на нор вежском пароходе «Рендаль», писатель не может не заметить и рабского положения матросов на зарубежных торговых судах; он рассказывает — нередко с юмором — о царящих там порядках, об отношениях ка питанов с подчиненными, осмеивает назва ния английских судов — «Сингльтон абби», «Нит абби», «Тинтер абби» («абби» — по- русски «монастырь»). Наш же ледокол «Красин» В. Итин в шутку называет «Уг- лесжирателем» — за то громадное количе ство угля (во время хода около 100 тонн в сутки), которое сжигалось в его топках. Естественно, морское плавание не могло не вызвать в душе Вивиана Азарьевича по этического отклика. Так, при подходе к о. Диксон 12 сентября свои впечатления он выражает в стихах: Пройдя рекою и веками. Мы выйдем на оленьи мхи, «Корга-Урек», «Ефремов Камень» -* Вот музыка имен моих. Там, в промежутках вечных бурь. Ведут веселую игру Вокруг задумчивой стамухи Большие быстрые белухи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2