Сибирские огни, 1968, №12

В О С П О М И Н А Н И Я С. ЛАППО, доктор ге ографических наук ПЕВЕЦ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ (К 75 -летию В. А. Итина) С Вивианом Азарьевичем Итиным мне пришлось несколько раз встречаться, когда я служил в «Комсеверпути» в 1927— 1930 гг. 1 Я знал, что он по профессии писатель, но в то время не был знаком с его творчеством. Перед этим, в 1926 году, Вивиан Азарье- вич участвовал в гидрографической экспе­ диции по обследованию Гыданского зали­ ва, расположенного между Обской губой и Енисейским заливом. Во время плавания он сдружился с молодыми моряками-гидрогра- фами, увидел их увлекательный самоотвер­ женный труд (морская карта Гыданского залива впервые была составлена в советское время). В. Итин видел Северный морской путь как путь в океан, на запад и на восток от Обь-Енисейского залива. Об этом свиде­ тельствуют его труды «Выход в море» («Обь — океан»— 1931 г.), «Восточный ва­ риант» (1932 г.), «Морские пути Советской Арктики» (1933 г.), «Колебание ледовию- сти Арктических морей СССР» (1936 г.) и др., относящиеся ко времени, когда арк­ тические моря еще не были изучены. Отправляясь по Северному морскому пу­ ти, Вивиан Азарьевич предварительно тща­ тельно изучил историю арктических экспе­ диций, поэтому во время плавания легко мог ориентироваться в окружающей об­ становке и находил общий язык с арктиче­ скими моряками и полярниками. «В 1929 году я выехал из Новосибирска вниз по Оби, с тем, чтобы дойти Северным морским путем до Ленинграда с ледоколом «Кра­ син» и, таким образом, на деле ознако­ миться с ходом Карской экспедиции»,— пи­ шет В. Итин в начале своего очерка «Обь — океан». После плавания по Оби и Карскому мо­ рю и посещения бухты Новый порт и Игарки В. Игин посылает из Югорского Шара с ледокола «Красин» радиограмму в Новосибирск, «пытаясь запечатлеть на ма­ леньком клочке бумаги все свои жаркие мысли». А «жарких мыслей» у пытливого наблюдателя, вникавшего во все дела Се­ верного морского пути, было очень много. Подтверждая возможность крупных мор­ ских операций Северным путем, Вивиан Азарьевич призывал настойчиво готовиться к тяжелым ледовым годам; при этом он об­ ращал серьезное внимание на недостатки нашей ледовой авиаразведки, предлагал использовать суда с ледовыми крепления­ ми корпуса, указывал на необходимость технического оборудования бухты Новый порт, где «с одной стороны, много кораб­ лей, с другой.... кустарной работы». Но не только чисто технические и органи­ зационные проблемы волновали путешест­ венника. Описывая свое плавание по Кар­ скому морю на английском угольщике «Сингльтон абби» и путь в Игарку на нор­ вежском пароходе «Рендаль», писатель не может не заметить и рабского положения матросов на зарубежных торговых судах; он рассказывает — нередко с юмором — о царящих там порядках, об отношениях ка­ питанов с подчиненными, осмеивает назва­ ния английских судов — «Сингльтон абби», «Нит абби», «Тинтер абби» («абби» — по- русски «монастырь»). Наш же ледокол «Красин» В. Итин в шутку называет «Уг- лесжирателем» — за то громадное количе­ ство угля (во время хода около 100 тонн в сутки), которое сжигалось в его топках. Естественно, морское плавание не могло не вызвать в душе Вивиана Азарьевича по­ этического отклика. Так, при подходе к о. Диксон 12 сентября свои впечатления он выражает в стихах: Пройдя рекою и веками. Мы выйдем на оленьи мхи, «Корга-Урек», «Ефремов Камень» -* Вот музыка имен моих. Там, в промежутках вечных бурь. Ведут веселую игру Вокруг задумчивой стамухи Большие быстрые белухи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2