Сибирские огни, 1968, №12

— Что это? — спросил я. — Бог,— равнодушно ответил хозяин, — Какой бог? — А кто его знает. Бог и бог. Жена, ка­ кой это бог? — Однако, Миколка-бог,— отозвалась жена. На иконе был изображен святой Николай. Отцу нынешнего владельца продал ее за езжий поп, велел креститься. Креститься долгане не стали, а икону оставили: краси­ вая, блестит, как самовар. Хозяина заинтересовал мой фотоаппарат. Я рассказал, как и что. Он долго охал: — Какой хитрый люди делал! Ой, хит­ рый люди! Ну, беда хитрый люди1 Мы пробыли на долганском становише сутки, прежде чем увидели свою флотилию. Все на теплоходе осунулись, ходили злые, издерганные. Только что была получена радиограмма: вторая колонна нашего ка­ равана, получив груз с морских судов и выждав поТоду, идет ко входу в Пясину. Наш теплоход должен поспешить ей на­ встречу и повторить все сначала. А ведь уже сентябрь, в лужах замерзает вода, иней серебрит тундру, птицы улетают на юг.., Вот записи в моем дневнике. 7 сентября. Идем навстречу второму ка­ равану. Пясина обмелела невероятно. Скре­ бем по дну. Сейчас 11 часов вечера. Начи­ нается третий за сутки аврал. Пытаемся сняться с.мели. При свете прожекторов на берег завезен «мертвяк» — толстое брепно. Его плашмя вкапывают в землю, долбя мерзлоту. Затем закрепим на «мертвяке» трос и лебедкой станем подтягиваться к не­ му, чтобы сползти с мели. Получили радио: наш «Лесник» привел первые пять судов с грузами Норильска на пристань Валек. Бы­ ла торжественная встреча. А мы все еще на мели... 10 сентября. На всю Пясину, на всю тун­ дру гудит пароход «Кооператор», ведущий второй караван. С него первыми заметили наши м^чты. Капитан Пономарев не жалеет пара. Знаменитый, единственный в Сибири свисток — бас, поразительно густой и силь­ ный, поет и поет, радуясь встрече. Сошлись возле устья Агапы, притока Пя сины. Лиханский в рупор вместо приветст­ вия спрашивает Пономарева: — Терентий Степаныч, сколько раз на ме­ ли сидел? — Одиннадцать,— отвечает тот, добавляя для характеристики Пясины несколько за­ ковыристых непечатных словечек. Забрали у «Кооператора» три баржи, две оставили ему. Вдвоем тянуть веселее. 12 сентября. Впервые серьезно говорили о зимовке на Пясине. Часть людей будут еы - возить самолеты. По воздуху же придется доставлять остающимся теплую одежду и запасные части для ремонта судовых дви­ гателей. Срочно выпускаем номер газеты с передовой статьей «Если придется зимо­ вать— встретим зимовку в полной готов­ ности!» 13 сентября. Вторые сутки штурмуем Глу- ховский перекат. Теплоход перетаскивает баржи чуть не по-суху. У них пробоины, по­ ломаны рули. Железные тяжело груженные баржи пройти перекат не могут. Если оста­ вить их здесь — погибнут при весеннем ле­ доходе. Мецайк предлагает единственный выход: перегрузить часть груза на освобо­ дившийся от угля небольшой железный лих­ тер. уменьшить их осадку. Всей командой уходим на авральную погрузку. 17 сентября. Неожиданно возле теплохода сел гидросамолет. На нем — начальник по­ лярной авиации Глазсевморпу и Марк Ива­ нович Шевелев и начальник Норильстроя Владимир Зосимович Матвеев. Оба встрево­ жены. Собрали комсостаз. Без машин и обо­ рудования, которое мы везем, Норильск в строй войти не может. Для страны выгоднее пожертвовать частью флота, чем задержать пуск норильских заводов. Фашистские мя­ тежники генерала Франко штурмуют пози­ ции испанских республиканцев на.подступах к Мадриду. В Нюрнберге только что состо­ ялся съезд фашистской партии, Гитлер гро­ зит нам войной. А Норильск — это никель. Если теплоход сольет часть горючего, он сможет пройти до Пясинского озера. Так и сделаем. 21 сентября. Четыре дня не записывал: непрерывные авралы. Газету выпускаем то ежедневно, то через день. Под названием по-прежнему обозначаем место, где она от­ печатана: устье Тареи, устье Анапы, база Кресты, зимовка Черная, Пясинское озеро, Агапа, Машкин Яр, опять Aiana, Остров­ ский перекат, Верхне-Агаповскии перекат, снова Кресты... Мечемся, как в мышеловке. Постепенно стягиваем флот ближе к Пясин- скому озеру, к Вальку. Завтра поднимаем железные баржи через порог у входа в озеро. Облегчили теплоход, как могли. Выкачали почти всю нефть, сгрузили прочь запасное якоря. 23 сентября. Пробились в озеро. Валит снег. Один за другим на воду садятся гид­ росамолеты. Полярные летчики Козлов, Зад­ ков, Еременко забирают людей, взлетают, ложатся курсом на Дудинку. На караване у нас было четыреста шестьдесят человек. Зимовать остаются сто двадцать. Норильск никакой не город, а просто ба­ рачный поселок. Есть, правда, два прилич­ ных коттеджа. Грязь, хмурое небо, мрачные горы. 24 сентября. У нас с теплохода улете та двадцать человек: больше половины коман­ ды. Садились на самолеты в Пясичском озе­ ре. Снег, изрядная волна. Не стали дожи­ даться, пока самолеты взлетят, повернули, полным ходом пошли к Черной за послед­ ними баржами. 30 сентября. Сорок судов остаются зимо­ вать на Пясине. Теплоход неожиданно полу­ чил приказ любой ценой выйти на Енисейз в заливе и низовьях бедствуют рыбаки, не­ сколько барж стоят в опасных местах, и «Красноярский рабочий» — единственное на реке мощное судно, которое может спасти положение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2