Сибирские огни, 1968, №12
— Что это? — спросил я. — Бог,— равнодушно ответил хозяин, — Какой бог? — А кто его знает. Бог и бог. Жена, ка кой это бог? — Однако, Миколка-бог,— отозвалась жена. На иконе был изображен святой Николай. Отцу нынешнего владельца продал ее за езжий поп, велел креститься. Креститься долгане не стали, а икону оставили: краси вая, блестит, как самовар. Хозяина заинтересовал мой фотоаппарат. Я рассказал, как и что. Он долго охал: — Какой хитрый люди делал! Ой, хит рый люди! Ну, беда хитрый люди1 Мы пробыли на долганском становише сутки, прежде чем увидели свою флотилию. Все на теплоходе осунулись, ходили злые, издерганные. Только что была получена радиограмма: вторая колонна нашего ка равана, получив груз с морских судов и выждав поТоду, идет ко входу в Пясину. Наш теплоход должен поспешить ей на встречу и повторить все сначала. А ведь уже сентябрь, в лужах замерзает вода, иней серебрит тундру, птицы улетают на юг.., Вот записи в моем дневнике. 7 сентября. Идем навстречу второму ка равану. Пясина обмелела невероятно. Скре бем по дну. Сейчас 11 часов вечера. Начи нается третий за сутки аврал. Пытаемся сняться с.мели. При свете прожекторов на берег завезен «мертвяк» — толстое брепно. Его плашмя вкапывают в землю, долбя мерзлоту. Затем закрепим на «мертвяке» трос и лебедкой станем подтягиваться к не му, чтобы сползти с мели. Получили радио: наш «Лесник» привел первые пять судов с грузами Норильска на пристань Валек. Бы ла торжественная встреча. А мы все еще на мели... 10 сентября. На всю Пясину, на всю тун дру гудит пароход «Кооператор», ведущий второй караван. С него первыми заметили наши м^чты. Капитан Пономарев не жалеет пара. Знаменитый, единственный в Сибири свисток — бас, поразительно густой и силь ный, поет и поет, радуясь встрече. Сошлись возле устья Агапы, притока Пя сины. Лиханский в рупор вместо приветст вия спрашивает Пономарева: — Терентий Степаныч, сколько раз на ме ли сидел? — Одиннадцать,— отвечает тот, добавляя для характеристики Пясины несколько за ковыристых непечатных словечек. Забрали у «Кооператора» три баржи, две оставили ему. Вдвоем тянуть веселее. 12 сентября. Впервые серьезно говорили о зимовке на Пясине. Часть людей будут еы - возить самолеты. По воздуху же придется доставлять остающимся теплую одежду и запасные части для ремонта судовых дви гателей. Срочно выпускаем номер газеты с передовой статьей «Если придется зимо вать— встретим зимовку в полной готов ности!» 13 сентября. Вторые сутки штурмуем Глу- ховский перекат. Теплоход перетаскивает баржи чуть не по-суху. У них пробоины, по ломаны рули. Железные тяжело груженные баржи пройти перекат не могут. Если оста вить их здесь — погибнут при весеннем ле доходе. Мецайк предлагает единственный выход: перегрузить часть груза на освобо дившийся от угля небольшой железный лих тер. уменьшить их осадку. Всей командой уходим на авральную погрузку. 17 сентября. Неожиданно возле теплохода сел гидросамолет. На нем — начальник по лярной авиации Глазсевморпу и Марк Ива нович Шевелев и начальник Норильстроя Владимир Зосимович Матвеев. Оба встрево жены. Собрали комсостаз. Без машин и обо рудования, которое мы везем, Норильск в строй войти не может. Для страны выгоднее пожертвовать частью флота, чем задержать пуск норильских заводов. Фашистские мя тежники генерала Франко штурмуют пози ции испанских республиканцев на.подступах к Мадриду. В Нюрнберге только что состо ялся съезд фашистской партии, Гитлер гро зит нам войной. А Норильск — это никель. Если теплоход сольет часть горючего, он сможет пройти до Пясинского озера. Так и сделаем. 21 сентября. Четыре дня не записывал: непрерывные авралы. Газету выпускаем то ежедневно, то через день. Под названием по-прежнему обозначаем место, где она от печатана: устье Тареи, устье Анапы, база Кресты, зимовка Черная, Пясинское озеро, Агапа, Машкин Яр, опять Aiana, Остров ский перекат, Верхне-Агаповскии перекат, снова Кресты... Мечемся, как в мышеловке. Постепенно стягиваем флот ближе к Пясин- скому озеру, к Вальку. Завтра поднимаем железные баржи через порог у входа в озеро. Облегчили теплоход, как могли. Выкачали почти всю нефть, сгрузили прочь запасное якоря. 23 сентября. Пробились в озеро. Валит снег. Один за другим на воду садятся гид росамолеты. Полярные летчики Козлов, Зад ков, Еременко забирают людей, взлетают, ложатся курсом на Дудинку. На караване у нас было четыреста шестьдесят человек. Зимовать остаются сто двадцать. Норильск никакой не город, а просто ба рачный поселок. Есть, правда, два прилич ных коттеджа. Грязь, хмурое небо, мрачные горы. 24 сентября. У нас с теплохода улете та двадцать человек: больше половины коман ды. Садились на самолеты в Пясичском озе ре. Снег, изрядная волна. Не стали дожи даться, пока самолеты взлетят, повернули, полным ходом пошли к Черной за послед ними баржами. 30 сентября. Сорок судов остаются зимо вать на Пясине. Теплоход неожиданно полу чил приказ любой ценой выйти на Енисейз в заливе и низовьях бедствуют рыбаки, не сколько барж стоят в опасных местах, и «Красноярский рабочий» — единственное на реке мощное судно, которое может спасти положение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2