Сибирские огни, 1968, №12
Было 4 часа 50 минут, когда на барже № 201 подняли сигнал бедствия. Радио на деревяшке, конечно, не было. Началась пе рекличка в рупора: — Двести первая! В чем дело? — Борт проломило! Льдиной! Вода хле щет! Забегали у нас на мостике, запищала морзянка, запрашивая «Сибирякова». С «Си- бирякова» ответили: всему каравану задер живаться опасно, отправляйте баржу об ратно на Диксой. А сигнал бедствия появился уже и на мачте «Пясинца»: стиснуло льдами, откры лась течь. Последовал приказ: пароходу «Эвенки» забуксировать аварийные суда, возвращать ся на Диксон, остальным следовать преж ним курсом. Ночь мы шли во льдах. К утру они поре дели. Низко над караваном пролетела ле тающая лодка Алексеева. Анатолий Дмит риевич обрадовал нас: впереди чистая во да. «Сибиряков» мог повернуть обратно. Теперь нас доведет «восьмерка». «Сибиряков» медленно прошел мимо кара вана, и наши суда приветствовали его на прощанье. Мне и в голову не приходило тогда, что этот корабль я вижу последний раз: ровно семь лет спустя 25 августа 1942 года «Сибиряков», на борту которого было сто девять человек, принял неравный бой с проникшим в Карское море фашист ским рейдером «Адмирал Шеер», и, повто рив подвиг «Варяга», затонул с прострелен ным, но не спущенным флагом.„ Дикая Пя с и н а Карское море — позади. Возле мыса Входного обставлен времен ными буйками путь к устью Пясины. Караван йедленно, осторожно входит в воды этой неведомой реки. Начинается са мый трудный, самый гадательный отрезок нашего маршрута. Вот где не на чем зацепиться глазу! Бе рега плоские и серые, как сырые блины. Подальше от воды блеклые желто-бурые краски осенней тундры. А вода зеленая с голубизной, прозрачная, ледяная. От становища на Самоедском мысу к нам наперерез несутся легкие «ветки». Нгана саны! Они никогда не видели и не могли видеть таких громадин, как наш теплоход. Снуют вокруг на своих верл ких скорлуп ках. Приглашают: — Оставайтесь гостевать! Олешка, одна ко, есть, рыба есть, икра есть. Икра — в больших мешках. В обыкновен ных заскорузлых мешках. Шесть рублей мешок Замедляем ход, спускаем трап. Гости по лучают муку, пряники, сахар. Просят вод к и — но на караване «сухой закон», спирт есть только у судового врача. Старый нга насан идет на мостик, и прямиком — к Ме~ цайку: — Ты главный начальник? Продай шай тан-ветку. Чего он хочет? Но Мецайк понимает сразу: — Не могу. А вдруг в море тонуть будем? Без нее пропадем. Не дело говоришь. — Продай,— твердит старин..— Деньги дадим, песцовые шкуры дадим. Много. Про дай. Мецайк не особенно убедительно говорит, что скоро на Пясину, возможно, привезут для рыбаков много моторных лодок. Он не дочет обидеть старика, не хочет и обмануть его: ведь для «шайтан-ветки» нужно горю чее, нужен опытный моторист. Да и как нга насаны будут кочевать с ней по тундре? Весь следующий день мы идем по широ кой и совершенно пустынной реке. Никаких следов человека. Ни одного дымка на го ризонте. А ведь Пясина — не какая-нибудь, шальная речонка, длина ее — около тысячи километров, шириной она поспорит с Окой. Не обжит Таймыр, еще ждет он своей оче реди. То и дело видим стада диких оленей. Од но из них переплывает реку. Мыс помешал' оленям вовремя разглядеть, что на них надвигается нечто необычное, непонятое. Часть стада повернула обратно, лес рогов колышется над водой. Один самец упрямо держит путь нам наперерез. ■ А гуси, сколько тут гусей! Но нам всем не до охоты. С тревожной быстротой падает уровень воды.,Вынужден ная задержка на Диксоне может оказаться для нас поистине роковой. Матросы-намет- чики с длинными шестами непрерывно изме ряют глубину. Мелко, мелко... Разведочный катер мота ется из стороны в сторону, нащупывая под ходящий фарватер. И все же мы попадаем в ловушку, забиваемся в протоку, выход иэ которой преграждает подводная коса. Пятимся назад, баржа садится на мель, пароход «Лесник» застревает поперек про токи. Всю ночь слышатся слова команды, бурлит вода под винтами, скрипят тросы. Это только начало. Наше дальнейшее продвижение становится мучительно мед ленным и изнуряюще трудным. То одно, кь другое судно садится на мель. Теплоход, как главный силач, мечется, вызволяя из беды других. Через некоторые, особенно мелководные перекаты, он по очереди пере таскивает едва не по цну^баржу за баржой. За день в таких случаях удается пройти все го несколько километров. На разведочном катере мы с геологом Таймырской поисковой партии выбрались вперед каравана, к становищу кочевников долган. Нганасаны на Самоедском мысу жи ли в чумах, а у долган, кроме чумов, три балка с застекленными окнами и печными трубами. Почти все обитатели селения, кро ме древних старух, понимали русскую речь. В одном из балков меня, удивила икона. Медные ризы были начищены до блеска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2