Сибирские огни, 1968, №12
Ивановичем Минеевым, невысоким, слегка прихрамывающим усталым человеком в по тертом кожаном пальто и видавшей виды кепке. Пять лет он был начальником остро ва Врангеля, а теперь вез на корабле раз борный дом, чтобы поставить его на таинст венной Земле Санникова, если экспедиции «Садко» посчастливится открыть ее. Следом за «Садко» на рейде Диксона по явился ледокольный пароход «Сибиряков», который четырьмя годами раньше за одну навигацию совершил выдающееся сквозное плавание по всему Северному морскому пу ти и посетил воды, где еще никогда не бы вал человек. Затем на Диксон пожаловал ледорез «Литке». С корабля спустили шлюпку, и я увидел знакомую всему миру седую бороду Отто Юльевича Шмидта, ученого и путеше ственника, начальника Главсевморпути. Он собрал полярников в кают-компании острова и предупредил, что нынешний год не обещает им легкой жизни. Воздушные разведчики сообщают о многолетних льдах, забивших проливы на Северном морском пути. К Диксону срочно стягиваются ледо колы. Дер евяшки в море Константин Александрович Мецайк ходил мрачнее тучи: с каждым днем на Пясине падала вода, обнажались мели. А путь к устью реки был попрежнему закрыт. — Льду хоть на двадцать корреспонден тов,— обычно отвечал он на мой вопрос о ледовой обстановке. Выделенный нам для морской проводки ледокол № 8 ушел на разведку, но не смог форсировать льды, лег в дрейф и вернулся на остров лишь на третьи сутки. Караван морских судов, которым предстояло про биться к устьям Лены и Колымы, был за терт льдами вместе со своим лидером, ле доколом «Ермак», возле островов «Извес тий». На Диксон прибывали подкрепления. При шел двухтрубный тяжелый ледокол «Ле нин». Но мы, понятно, не могли рассчиты вать на его помощь: он должен был вести за собой морские корабли. Тем временем хорошую мысль нашему штабу подал Анатолий Дмитриевич Алексе ев. Он вернулся с ледовой разведки, где, по его словам, «чуть не впал в состояние ана биоза» от сильной стужи. Отогревшись в на шей судовой бане и попив чайку, летчик вынул из планшетки карту: — Льды? Чепуха! Зачем было забираться к острову Расторгуева? Берегом, берегом, вот где ищите проход! Тоже моряки! Обидное ударение относилось к тем, кто завел в ледяной тупик корабли, ушедшие было с Диксона на восток. А в самом деле, почему бы нам не попы таться пройти возле берега? Конечно, фар ватер там по-настоящему не обследован. можно напороться на камни Однако для наших деревяшек, как сострил кто-то, «каждая льдина — все равно, что мина». И капитан Мецайк подробно расспросил летчика, потом съездил на берег к синоп тикам, потом долго говорил с капитаном Лиханским. Тут как раз к нам на теплоход заглянул Боровиков, начальник острова: — Скоро вы вытряхнетесь отсюда? Вон англичане меня пытают — что, мол, за странная мелководная флотилия? Боровиков кивнул туда, где остановились по пути в Игарку только что подошедшие английские лесовозы «Гудлейч» и «Харт- сайт» — И что же вы? — Сказал, что пойдете отсюда дальше в море. Не верят. Разве, говорят, им надоела жизнь? Так когда же, все-таки, вы освобо дите гавань? — Дайте «Сибирякова» — выйдем хоть завтра,— сказал Мецайк... — Вот как! Это твердо? Сейчас же свя жусь со штабом морской проводки. Через два часа голубой катер начальника острова снова был у нас под бортом: — Берите «Сибирякова»! Выклянчил для вас. Только чтобы живо! Завтра снимайтесь с якоря. Ледовый прогноз не ахти какой, но пока хорошего будете дожидаться, зима придет. Тотчас собрался наш штаб. Развернули карты, запросили прогноз поточнее, снеслись по радио с Красноярском. Надо идти! К полуночи на теплоход собрались все капитаны, лоцманы, шкиперы. В сизом ды му лампочки кают-компании казались ма товыми. Намечали, кто за кем пойдет, кто- кого поведет. Колесный пароход «Пясинец», хилый и слабосильный, было решено вести- на буксире, зашив досками кожуха его ко лес. Проверяли, на всех ли баржах есть брезентовые пластыри для заделки пробоин. Спорили, пререкались и разошлись только в восемь часов утра. За полдень 17 августа запели прощальные гудки, и следом за «СибиряковЫм» наша разношерстная эскадра потянулась на вы ход из бухты. «Гудлейч» еще не покинул гавань, и англичане, столпившиеся у бор та, могли убедиться, что начальник острова не шутил. Крупная гладкая волна отзвуком далеко го шторма бесшумно катилась нам навстре чу. Вода была серой. Тяжелые льдины, мед ленно -переваливаясь, тоже как бы плыли навстречу. Временами появлялись и тут же исчезали тюленьи головы. «Сибиряков» шел головным, за ним ледо кол № 8, потом наш теплоход. На мачте «Сибирякова» в «вороньем гнезде» видне лась фигура дозорного: он высматривал, где лучше пройти. Время от времени свисток лидера предупреждал о перемене курса С Диксона передали данные воздушной разведки, на траверзе мыса Голомо — кром ка сплошного льда, возле мыса Двух Мед ведей — битый лед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2