Сибирские огни, 1968, №12

Ивановичем Минеевым, невысоким, слегка прихрамывающим усталым человеком в по­ тертом кожаном пальто и видавшей виды кепке. Пять лет он был начальником остро­ ва Врангеля, а теперь вез на корабле раз­ борный дом, чтобы поставить его на таинст­ венной Земле Санникова, если экспедиции «Садко» посчастливится открыть ее. Следом за «Садко» на рейде Диксона по­ явился ледокольный пароход «Сибиряков», который четырьмя годами раньше за одну навигацию совершил выдающееся сквозное плавание по всему Северному морскому пу­ ти и посетил воды, где еще никогда не бы­ вал человек. Затем на Диксон пожаловал ледорез «Литке». С корабля спустили шлюпку, и я увидел знакомую всему миру седую бороду Отто Юльевича Шмидта, ученого и путеше­ ственника, начальника Главсевморпути. Он собрал полярников в кают-компании острова и предупредил, что нынешний год не обещает им легкой жизни. Воздушные разведчики сообщают о многолетних льдах, забивших проливы на Северном морском пути. К Диксону срочно стягиваются ледо­ колы. Дер евяшки в море Константин Александрович Мецайк ходил мрачнее тучи: с каждым днем на Пясине падала вода, обнажались мели. А путь к устью реки был попрежнему закрыт. — Льду хоть на двадцать корреспонден­ тов,— обычно отвечал он на мой вопрос о ледовой обстановке. Выделенный нам для морской проводки ледокол № 8 ушел на разведку, но не смог форсировать льды, лег в дрейф и вернулся на остров лишь на третьи сутки. Караван морских судов, которым предстояло про­ биться к устьям Лены и Колымы, был за­ терт льдами вместе со своим лидером, ле­ доколом «Ермак», возле островов «Извес­ тий». На Диксон прибывали подкрепления. При­ шел двухтрубный тяжелый ледокол «Ле­ нин». Но мы, понятно, не могли рассчиты­ вать на его помощь: он должен был вести за собой морские корабли. Тем временем хорошую мысль нашему штабу подал Анатолий Дмитриевич Алексе­ ев. Он вернулся с ледовой разведки, где, по его словам, «чуть не впал в состояние ана­ биоза» от сильной стужи. Отогревшись в на­ шей судовой бане и попив чайку, летчик вынул из планшетки карту: — Льды? Чепуха! Зачем было забираться к острову Расторгуева? Берегом, берегом, вот где ищите проход! Тоже моряки! Обидное ударение относилось к тем, кто завел в ледяной тупик корабли, ушедшие было с Диксона на восток. А в самом деле, почему бы нам не попы­ таться пройти возле берега? Конечно, фар­ ватер там по-настоящему не обследован. можно напороться на камни Однако для наших деревяшек, как сострил кто-то, «каждая льдина — все равно, что мина». И капитан Мецайк подробно расспросил летчика, потом съездил на берег к синоп­ тикам, потом долго говорил с капитаном Лиханским. Тут как раз к нам на теплоход заглянул Боровиков, начальник острова: — Скоро вы вытряхнетесь отсюда? Вон англичане меня пытают — что, мол, за странная мелководная флотилия? Боровиков кивнул туда, где остановились по пути в Игарку только что подошедшие английские лесовозы «Гудлейч» и «Харт- сайт» — И что же вы? — Сказал, что пойдете отсюда дальше в море. Не верят. Разве, говорят, им надоела жизнь? Так когда же, все-таки, вы освобо­ дите гавань? — Дайте «Сибирякова» — выйдем хоть завтра,— сказал Мецайк... — Вот как! Это твердо? Сейчас же свя­ жусь со штабом морской проводки. Через два часа голубой катер начальника острова снова был у нас под бортом: — Берите «Сибирякова»! Выклянчил для вас. Только чтобы живо! Завтра снимайтесь с якоря. Ледовый прогноз не ахти какой, но пока хорошего будете дожидаться, зима придет. Тотчас собрался наш штаб. Развернули карты, запросили прогноз поточнее, снеслись по радио с Красноярском. Надо идти! К полуночи на теплоход собрались все капитаны, лоцманы, шкиперы. В сизом ды­ му лампочки кают-компании казались ма­ товыми. Намечали, кто за кем пойдет, кто- кого поведет. Колесный пароход «Пясинец», хилый и слабосильный, было решено вести- на буксире, зашив досками кожуха его ко­ лес. Проверяли, на всех ли баржах есть брезентовые пластыри для заделки пробоин. Спорили, пререкались и разошлись только в восемь часов утра. За полдень 17 августа запели прощальные гудки, и следом за «СибиряковЫм» наша разношерстная эскадра потянулась на вы­ ход из бухты. «Гудлейч» еще не покинул гавань, и англичане, столпившиеся у бор­ та, могли убедиться, что начальник острова не шутил. Крупная гладкая волна отзвуком далеко­ го шторма бесшумно катилась нам навстре­ чу. Вода была серой. Тяжелые льдины, мед­ ленно -переваливаясь, тоже как бы плыли навстречу. Временами появлялись и тут же исчезали тюленьи головы. «Сибиряков» шел головным, за ним ледо­ кол № 8, потом наш теплоход. На мачте «Сибирякова» в «вороньем гнезде» видне­ лась фигура дозорного: он высматривал, где лучше пройти. Время от времени свисток лидера предупреждал о перемене курса С Диксона передали данные воздушной разведки, на траверзе мыса Голомо — кром­ ка сплошного льда, возле мыса Двух Мед­ ведей — битый лед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2