Сибирские огни, 1968, №12

— Спасибо за очень ценную информа­ цию,— насмешливо прищурилась моя собе­ седница.— вы мне просто открыли глаза. А я то думала, что в тундре трамваи хо­ дят. «Зря мы этой нахальной особз столько бумаги отвалили»,— мелькнуло у меня. — Ну, что вы надулись, я пошутила,— рассмеялась гостья.— Честно говоря, мне даже немного страшновато. Но должен же человек проверить себя, на что он годен! Она сказала это искренно, без всякой ри­ совки. Мне стало стыдно. Мы, гордые си­ биряки, будем отсиживаться в каютах, а эта москвичка уйдет в тундру. Впрочем, мо­ жет, у нее уже есть арктический опыт? Нет, есть только опыт комсомольской ра­ боты на хлебозаготовках и лесозаготовках. Есть и кое-какая квалификация: была сле­ сарем, потом стала шлифовщиком. Работая на заводе, училась в сельскохозяйственном институте. Тут началасо мобилизация ком­ сомольцев в деревню. Послали ее в село Лыткарино заведовать избой-чигальней. По­ сле эпопеи челюскинцев потянули в Арктику. Вот и все. Маля крепко, по-мужски, пожала руку Косте и мне. Я хотел помочь нести бумагу, но она отказалась: — Привыкаю рассчитывать только на себя. И ушла не оглянувшись. Долго о ней ничего не было слышно. Мно­ го позднее я' узнал, что она провела на Се­ вере два года, затем еше девять лет. Мне удалось прочесть дневник ее первой поездки и кое-что выписать из негр. Московская комсомолка отправилась в хатангскую тундру, за тысячу километров от Дудинки. Ее «красный чум». д< мик, вер­ нее, ящик на полозьях, передвигался за оленьей упряжкой. Первую свою полярную зиму, первую полярную ночь, в тундре, она воевала с шаманом, учила ребятишек грамо­ те, лечила больных. Весной следующего года «красный чум» оказался на становище нганасанов, соби­ равшихся откочевать в самые глухие уголки Таймыра. В конце мая дневник работы «красного чума» отмечал лютую пургу и мороз, леде­ нящий кровь, а также чтение вслух пушкин­ ской сказки о рыбаке и рыбке. Правда, сказку пришлось несколько «исправить». Например, вместо синего моря говорилось о большой реке, потому что морем нганасаны называют тундру. Вместо ратбитого коры­ та, о котором кочевники понятия не имз- ли, пошел в дело «черный котел с дырой». Владычицу морскую за трудностью пони­ мания чтица исключила вовсе. Женщина считалась у нганасанов не­ чистым, низшим созданием. Они верили ша­ манам. Шаманы же говорили, что ежели «баба» что-либо советует, го слушать ее отнюдь не надо, а если услышать сове: все же пришлось, то следует поступить вопреки ему. Комсомолка из Москвы была «бабой». Чтобы побороть суеверия, ей надо было превратиться в «мужика». Она стала хо­ дить на охоту. Самостоятельно переправ­ лялась через реки в верткой «ветке», чего нганасанские женщины не делали никогда. Во время перекочевок че садилась на сан­ ки, а шагала рядом' с мужчинами. И пришло время, когда Асянду Васептэ, признанный авторитет среди сородичей, стал говорить: — Ну баба, беда как хорошая! Мужик, а не баба! Асянду Васептэ первым согласился учить азбуку и уовоил буквы, из которых склады­ валось его имя. В середине лета москвичка вместе с нга­ насанами оказалась на 74-м градусе север­ ной широты. Здесь обычно пасутся дикие олени. Но на этот раз их не оказалось. Н а ­ чался голод. Вог записи тех дней: «От недоедания чувствую страшную сла­ бость и усталость. Ну и места здесь! 20-е июля, а озера покрыты льдом. Дует мороз­ ный ветер, такой сильный, что мы букваль­ но вдавливаемся в воздух, чтобы двигаться вперед. Надо пересекать речку, середина ко­ торой освободилась ото льда. Вода с ревом несется по ледяному .коридору. При пере­ праве промокла до нитки, а на месте стоян­ ки не оказалось топлива. Дрожа от холода, ложимся'спать, согреваясь собственным ды­ ханием. Засыпая, думаю о том, как стран­ но мы живем. Если бы изобрели маленький радиоприемник, который , работал бы на карманных батарейках! А то ведь я совер­ шенно не знаю, цю происходи! в мире». Потом снова были голодные дни, ч лет­ ние морозы, и августовская пуога, разогнав­ шая ездовых домашних оленей, без которых в тундре пропадешь, и злая простуда, и еще много всяческих других невзгод. ...Прошло пятнадцать лег после юго, как Маля Хазанович кочевала по гундре с Асянду Васептэ. Как-то я возвращался из Дудинки в Красноярск на теплоходе «Серго Орджоникидзе». На корме матросы играли в домино. За игрой наблюдали два парень­ ка в синих кителях По виду эго были дол­ гане или ненны. Я затеял рановор. Один из пареньков, постарше и побойчее, назвался Ваней Поповым. Оч оказался долганином. — А Коля — нганасан. Машинально я произнес: — Был такой нганасан — Асянду -В а ­ септэ. — Это мой отец,— сказал Коля. Что называется, нарочно не поидумаешь! Коля Васептэ роди гея через год после того, как с нганасанами кочевала женщина из Москвы — об этом ему говорила мать. Самому Коле кочевать уже не пришлось. С пяти лет он в интернате, -сейчас в школе, думает поступить в Норильский горный тех­ никум. — Oieu говорит: учиться надо. Отец был председателем колхоза. Послед­ ние два года работал в экспедиции, кото­ рая ишет нефть. У Коли было второе имя: Лянко. По обычаю нганасанов его именем стало назва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2